Прозрачность и отчетность предотвратит кризисы финансов
После финансовых кризисов последних пяти лет перед Всемирным банком и МВФ также была поставлена задача оценить практику различных стран в соответствии с международными стандартами, в частности, в сфере бухгалтерского учета и аудита, неплатежеспособности и корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление требует наличия четко сформулированных законов и их систематического и сбалансированного исполнения. Однако воплотить все это на практике непросто. Даже при наличии соответствующего законодательства и желания его соблюдать законы будут реально исполняться лишь при активном участии самих деловых кругов. А это произойдет только в том случае, если деловые круги будут убеждены в своей выгоде от улучшения стандартов, а не от нарушения этических и правовых норм. Представляется, что, несмотря на многочисленные отступления и неудачи во всем мире, понимание этого крепнет и ширится.
Разумеется, условия в разных странах различаются, однако все системы управления должны опираться на четыре основных принципа: прозрачность, подотчетность, справедливость и ответственность. В последние годы в развивающихся странах и странах переходного типа произошли большие события, которые способствовали воплощению этих принципов на практике:
- в Корее, где печальную славу приобрели чеболы с их перекрестными формами собственности византийского типа, гражданское общество активно выступает против таких форм собственности, в том числе с использованием судебной системы;
- ЮАР стала первой страной, разработавшей и принявшей свод правил деловой деятельности, имеющий отношение к обеим темам данной конференции - корпоративному управлению и корпоративной социальной ответственности. Содержащиеся в этом своде положения об отчетности по вопросам занятости и общественного благосостояния, в том числе по проблеме пандемии ВИЧ/СПИДа, получили широкое международное признание;
- Бразилия в сотрудничестве с ОЭСР и МФК улучшила свои стандарты публикации информации о членах советов директоров компаний, благодаря чему агентство "Доу Джонс" назвало эту страну "наиболее дружественным к акционерам рынком в мире";
- на Филиппинах власти сосредоточили внимание на повышении эффективности управления в банках и со стороны банков, введя проверку директоров банков на профпригодность и потребовав от банков учитывать вопросы корпоративного управления при оценке рисков, связанных с обслуживанием клиентов.
Разумеется, не следует забывать и о России, где активность инвесторов стала движущей силой реформы корпоративного управления, что было продемонстрировано миноритарными инвесторами, объединяющими свои усилия в использовании новых правил, допускающих совместное голосование при избрании членов правления.
Россия пошла по тропе открытости
Действительно, в последние годы Россия улучшила свою нормативно-правовую базу посредством доработки закона о компаниях, введения Кодекса корпоративного поведения, нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг о проведении собраний акционеров и обязательствах по раскрытию информации для открытых акционерных обществ. Однако очень многое еще предстоит сделать, особенно в таких областях, как банкротство, торговля на основе инсайдерской информации и сделки со связанными сторонами, а также конкурентная среда.
Весной этого года правительство Российской Федерации вновь подтвердило свою приверженность эффективному корпоративному управлению в контексте проводимой им реформы государственного управления. Недавно созданной Федеральной службе по финансовым рынкам был предоставлен очень высокий статус, а министерство экономического развития и торговли стало уделять повышенное внимание вопросам корпоративного управления. Я нахожу эти перемены чрезвычайно обнадеживающими и одобряю решительные действия правительства.
Мне также приятно видеть, что частный сектор начинает играть лидирующую роль в реализации эффективного корпоративного управления в России посредством таких инициатив, как данная конференция. Значение частного сектора в российской экономике значительно выросло. Десять лет назад наше подразделение по работе с частным сектором - МФК - не имело возможности инвестировать в Россию вследствие малого числа частных компаний. Теперь среди наших клиентов в России становится все больше фирм, принадлежащих россиянам, тогда как еще несколько лет назад большинство их составляли иностранные компании. Если принять во внимание тот факт, что еще каких-то 12 лет назад в России практически не было частной собственности, само наличие частных компаний, все в большей степени управляемых акционерами, а не государством, представляется поистине выдающимся достижением. Согласно результатам недавно проведенного нами исследования, сегодня вклад частного сектора в ВВП России составляет примерно 70 процентов, в нем занята половина всех российских людских ресурсов, а по доле инвестиций в основной капитал (44 процента) он опережает другие сектора экономики.
Однако способность российской промышленности привлекать прямые иностранные инвестиции не отражает громадного потенциала российской экономики, и за это стране приходится расплачиваться низкими темпами экономического роста. По мнению управляющего Центрального банка Бразилии Арминио Фраги, вследствие своей неспособности привлечь иностранный акционерный капитал Бразилия ежегодно теряла до 1 процента в темпах экономического роста. Фактически именно это послужило толчком к проведению бразильских реформ, о которых я уже упоминал.
Эффективность в управлении привлечет новых инвесторов
Эффективное корпоративное управление - это не только хорошая деловая практика и высокая прозрачность, но и доверие. Доверие завоевывается годами и десятилетиями, а утрачено может быть за считанные минуты. Для подрыва этих хрупких отношений достаточно всего лишь подозрений в сомнительном поведении, а сведения о нежелательной деловой практике в России в прошлом дополнительно повышают порог завоевания доверия инвесторов. Поэтому как политическая "повестка дня", так и практика деловой деятельности и управления в России нуждаются в дальнейшем улучшении.
Недавние исследования, проведенные МФК и Российским институтом директоров, свидетельствуют о том, что в этом отношении по-прежнему слишком мало российских компаний реализовали теорию на практике. Результаты обоих исследований указывают на то, что строго соблюдают требования нормативных и законодательных актов и хорошо осведомлены в вопросах корпоративного управления лишь не более 150 крупных корпораций, которые заинтересованы в доступе к иностранному капиталу. Исследование МФК также установило, что 50 процентов из охваченных им 307 компаний полагают, что реализация эффективного управления не имеет большого значения, и лишь примерно 47 процентов региональных компаний осведомлены о Кодексе корпоративного поведения. Поэтому мероприятия, подобные нынешней конференции, позволяют провести важную дискуссию в целях углубления и расширения понимания компаниями преимуществ эффективного корпоративного управления.
Миноритарные акционеры принесут немало выгод
Однако при всей важности повышения информированности об этих преимуществах одного лишь разговора об эффективном управлении недостаточно. Не менее важно, чтобы компании приложили конкретные усилия для решения этой задачи. В опубликованном агентством "Стандард энд Пурз" в апреле 2003 года докладе о корпоративном управлении в России была дана критическая оценка его механизмам. Авторы доклада пришли к выводу, что лишь 14 процентов из 42 крупнейших компаний являются открытыми акционерными обществами в подлинном смысле этого слова, а 60 процентов контролируются мажоритарными акционерами. Другие недавние исследования, включая наше собственное, свидетельствуют о значительной концентрации собственности независимо от размеров компании. В самом деле, права собственности на компании в России невероятно сконцентрированы. Это возлагает на крупных акционеров огромную ответственность за реализацию эффективного корпоративного управления и деловой практики. В то время как в мелких компаниях высокая концентрация прав собственности, как принято считать, повышает эффективность их деятельности, то в компаниях общенациональных масштабов она неизбежно приводит к необходимости защиты прав миноритарных акционеров внутри компании и конкурентного поведения в противовес различного рода лоббистским усилиям на рынках, на которых действуют эти крупные компании.
Агентство "Стандард энд Пурз" также отметило, что формы собственности и механизмы оперативного управления являются недостаточно прозрачными и что существующая нормативно-правовая база по-прежнему допускает возможность нарушения прав миноритарных акционеров. Действительно, раскрытие информации о собственниках и контроле над компаниями представляет собой одну из ключевых проблем в России. Несмотря на то, что положение дел с раскрытием информации в последние годы улучшилось, в 42 крупнейших российских компаниях, по данным агентства "Стандард энд Пурз", раскрыты данные о собственности лишь на 40 процентов активов. В частных компаниях этот показатель еще ниже и составляет всего лишь 29 процентов. К сожалению, подобная практика типична для всего корпоративного сектора. В ходе недавнего исследования мы выяснили, что в большинстве случаев установить фактического собственника через официальных регистраторов и депозитарии не представляется возможным. Складывается впечатление, что в настоящее время раскрытие информации о собственности практикуется лишь на начальном уровне - уровне номинального собственника - при широком использовании офшорных подставных компаний для сокрытия личности конечных бенефициарных акционеров.
Существует также проблема финансовой отчетности. Международные стандарты бухгалтерского учета используются только верхней прослойкой компаний, известных как "голубые фишки". Российские стандарты бухгалтерского учета даже после их укрепления совершенно не отвечают международным нормам раскрытия финансовой информации. Раскрытие сделок со связанными сторонами остается неудовлетворительным, а практика аудита нуждается в существенном улучшении.
Директора должны стать независимыми
Еще одной, привлекшей мое внимание, проблемой стало по-прежнему недостаточное количество независимых директоров в советах директоров корпораций. Согласно исследованию, проведенному Российским институтом директоров, лишь у 28 процентов обследованных компаний в советах директоров присутствуют независимые директора, численность которых крайне мала. В среднем соотношение числа независимых директоров и общего числа директоров составляет 1:7,5. Это намного меньше, чем, например, было рекомендовано Нью-Йоркской фондовой биржей в ответ на волну корпоративных скандалов, захлестнувшую США.
Судебная система оставляет желать лучшего
На фоне продолжающегося усовершенствования нормативно-правовой базы корпоративного управления в России еще более отчетливо проявились недостатки судебной системы. Суды должны превратиться в заслуживающий доверия механизм разрешения коммерческих конфликтов. Поэтому судебная реформа занимает важное место в "повестке дня" эффективного управления. Наблюдаются определенные улучшения, однако нужно сделать еще больше для обеспечения того, чтобы судьи располагали информацией и возможностями, необходимыми для своевременного вынесения справедливых и взвешенных решений.
В связи с этим мне хотелось бы поделиться с вами еще одним, последним на сегодня, наблюдением. Россия идет по трудному и опасному пути, пытаясь адаптировать свой экономический и деловой климат к современной практике, на что другим странам потребовалось в буквальном смысле несколько столетий. Я уже говорил, что эффективное корпоративное управление является одним из условий экономического роста и что для выполнения этого условия необходимо, чтобы стандарты эффективного корпоративного управления в равной мере применялись как к государственному, так и к частному сектору. Они не могут применяться лишь к одной части общества. Для того, чтобы эти стандарты заработали, требуются не избирательное правоприменение, а правила, которые должны быть обязательными для всех участников, включая государство. Именно поэтому я подчеркивал важность продолжения судебной реформы и развития независимой судебной системы. На протяжении всей истории человечества именно независимая судебная власть охраняла и защищала права человека - гражданские свободы, а также свободу заниматься бизнесом на равноправной основе. Для обеспечения свободы конкуренции действительно необходимы определенные правила, а также защита, а на все это требуется время.
Однако подобная защита может быть обеспечена лишь в том случае, если она будет востребована и если деловые круги будут продолжать добиваться создания справедливого экономического климата, основанного на правилах. Если сейчас перестать добиваться установления правил, проведения эффективной политики конкуренции и обеспечения эффективного корпоративного управления, это лишь замедлит темпы продвижения вперед, к более благоприятному предсказуемому деловому климату. Для всех, кто имеет отношение к бизнесу, решение задач повышения эффективности корпоративного управления является правильным шагом в нужном направлении.