Начальство местного вагоноремонтного завода как могло скрывало поезд от любопытных глаз, особенно от докучливых журналистов, поэтому «Восточный экспресс» загнали на самые дальние пути обширной заводской территории. Но своего Дэвида Копперфильда на предприятии не нашлось, и его директор вынужден был дипломатично сообщить, что поезд прибыл на завод всего лишь для оценки его технического состояния и перспектив ремонта. Однако уже сегодня специалисты завода меняют сцепные механизмы, ходовую часть вагонов. Интерьер пока остается прежним, хотя и нуждается в реставрации. Но для этого нужны мастера другого класса...
Самый шикарный и самый дорогой поезд Европы курсировал по маршруту Париж-Стамбул, перевозил не только самую изысканную и богатую публику, но и королевских особ, глав государств. Его пассажирами были австро-венгерский монарх Франц-Иосиф, британская королева Елизавета II. «Восточным экспрессом» пользовались президенты Франции Рене Коти, Шарль де Голль, Жорж Помпиду и даже советский генсек Никита Хрущев. На нем совершали турне звезды мирового кино Марлен Дитрих и Жан Маре, танцовщица Мата Хари, больше известная как тайный агент всех разведок мира. Автор же классических детективов Агата Кристи была не только его пассажиром, но сделала поезд местом действия романа «Убийство в «Восточном экспрессе». А в 1974 году американский кинорежиссер Сидней Люмет снял здесь одноименную экранизацию романа. Но стены вагона помнят и самые настоящие «чисто английские убийства», помнят джентльменов в цилиндрах, дам в роскошных нарядах, изысканность тогдашнего сервиса.
Поезд благополучно пережил две мировые войны и продолжал курсировать между Парижем и Стамбулом, оставаясь сияющим осколком прошлого. Последний регулярный рейс «Восточный экспресс» совершил в мае 1977 года, после чего стал исторической и туристической достопримечательностью.
Но это по европейским стандартам поезд исчерпал свой ресурс. В России же что для русского хорошо, то для немца – смерть. Потому и носятся по российским дорогам, не зная устали, поношенные зарубежные автомобили и чадящие автобусы. А что говорить о поезде, для которого не страшны ни традиционное российское бездорожье, ни сроки давности! Чугунка – она и есть чугунка! И в 1993 году «Восточный экспресс» благополучно перебрался в Россию, где, не меняя направления совершал рейсы по маршруту Москва-Пекин. А через десять лет долгожитель занемог и его отправили на лечение в Тамбов.
... В вагонах и сейчас можно ощутить дыхание времени: здесь все осталось таким, как сто лет назад. Слегка потертые панели и двери красного дерева, в одноместном спальном купе удобный диван, умывальник. В те времена не было принято обедать и ужинать в купе - для этого сиятельные пассажиры отправлялись в вагон-ресторан. А кладь путешествовала в багажном вагоне, откуда проводник доставлял ее дамам и господам по первому требованию. Помните: «Дама сдавала багаж...». Кстати, рабочее место проводника располагалось не в отдельном купе, как сегодня, а за специальным столиком в начале вагона, как у гостиничного портье.
В Тамбове поезд королей и король поездов скромно стоит без парадного убранства – блестящие украшения из цветного металла на всякий пожарный сняли. Стоит как стареющая графиня в домашнем наряде перед шкатулкой с фамильными драгоценностями: отправляться ли на светский раут или послать лакея с благодарственным письмом и извинениями? Будем надеяться, что «Восточный экспресс», надев наряды, еще тряхнет стариной и покажет себя в полной красе на транссибирских путях железнодорожных сообщений. И поедут в нем деловые люди, оснащенные мобильниками и ноутбуками, вдыхая запахи эпохи позапрошлого века.