Динамизм в интеграции наших стран в экономической и других сферах очевиден каждому непредвзятому наблюдателю. Товарооборот между Беларусью и Россией постоянно растет и достиг в прошлом году 12 миллиардов долларов. В нынешнем планка взаимной торговли поднимется, как ожидается, до 15 миллиардов.
- Это результат особых экономических отношений между Российской Федерацией и Беларусью, - заявил в Сочи по итогам переговоров с Александром Лукашенко российский президент Владимир Путин.
Тем не менее, пожалуй, ни одно предыдущее заседание союзного Совмина не было окружено таким плотным кольцом публично обсуждаемых проблем, разногласий, предположений и даже домыслов, как состоявшееся 8 июня в Минске. Уже само наличие "джентльменского набора" в отношениях наших стран истолковывается по-разному. Одни видят в этом признаки торможения союзного строительства, другие, напротив, утверждают, что сотрудничество обретает качественно более высокий уровень, когда на первый план выходит детальная увязка реальных экономических интересов сторон. А это никогда не бывает просто.
Кто же прав в споре? Ответ станет ясен, если проанализировать экономические отношения России и Беларуси за последнее полугодие. К нынешнему лету они приобрели некую критическую массу, когда, чтобы сохранить и в будущем взаимовыгодное и динамичное развитие, потребовалось принять кардинальные решения по ряду важнейших вопросов сотрудничества. Это, кстати, прекрасно понимали обе стороны. И - факты о том свидетельствуют - в соответствии со своими национальными интересами искали и ищут пути к согласию. Возможно, поэтому нынешнему заседанию союзного Совмина до последнего момента предшествовали не только переговоры руководителей ряда ключевых министерств, но и визит в Минск Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина. И состоявшаяся в субботу в Сочи встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина напрямую работала на то, чтобы главы правительств Беларуси Сергей Сидорский и России Михаил Фрадков достигли несколько дней спустя в Минске позитивного результата.
Именно в Сочи в ходе четырехчасовых переговоров президентам удалось добиться, как представляется, прорывных решений в газовой проблеме, разработке Конституционного акта. Понятнее стала ситуация с введением в Беларуси российского рубля. Александр Лукашенко, принимая во вторник утром Михаила Фрадкова, высказал намерение президентов впредь не выходить за пределы своих компетенций и не заниматься столь глубоко, как в этот раз, проблемами субъектов хозяйствования. Тем самым лидеры государств как бы предопределили основные вехи и саму тональность диалога глав правительств в рамках союзного Совмина.
Повестка дня заседания насчитывала полтора десятка вопросов. Обсуждался широкий спектр проблем развития Союзного государства, в том числе ход реализации мер по введению единой валюты, выполнение союзного бюджета, задачи взаимодействия на общей внешней границе. Учитывая взаимосвязанность различных сфер экономики, белорусская сторона предложила обсудить возможности принятия пакетного соглашения по экономическому сотрудничеству. Главные результаты встречи: подписаны соглашение о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, расположенных на территории Беларуси, и контракт между ОАО "Газпром" и ОАО "Белтрансгаз" на поставку и транзит природного газа. Значение подобных договоренностей далеко выходит за рамки экономики.
Сколько стоит куб?
Скажем прямо: ничего сенсационного - в смысле неожиданного, в ходе недавних встреч на высоком и высшем уровне не произошло. Накануне и ведущие белорусские аналитики, и представители власти откровенно давали понять, что пора внести ясность в наши отношения в области поставки энергоресурсов. В первую очередь это касается тарифов на поставку "Газпромом" и транзит через Беларусь природного газа. Ситуацию, сложившуюся к началу июня, трудно было назвать нормальной. Ведь полгода уже прошло, а долговременных контрактов подписать не удалось. Переговоры "Газпрома" и "Белтрансгаза" на сей счет шли весьма непросто. По стоимости газа для Беларуси определенная договоренность появилась, но она повисала в воздухе без соглашения о транзите. "Газпром" не признавал за Беларусью права на такой же тариф за прогонку по ее территории углеводородного топлива, какой имеет Украина. Но только для непосвященного газ по трубам течет сам собой, в действительности это требует немалых затрат. Этим и объясняется принципиальность позиции, занятой Сергеем Сидорским накануне переговоров со своим российским коллегой.
- Беларусь исходит из цен и тарифов украинского варианта, - заявил он на прошлой неделе, встречаясь с Павлом Бородиным.
Кстати, Беларусь добросовестно выполняет свои союзнические обязательства в газовой сфере, аккуратно рассчитывается по текущим обязательствам и долгам прежних лет. Это признают и руководители "Газпрома". Более того, несмотря на отсутствие контракта, ОАО "Белтрансгаз" за свой счет качал транзитный российский газ в страны Европы и Калининградскую область. На это уже ушло несколько десятков миллионов долларов. Конкретный договор был необходим, это понимали обе стороны. Потому и пришли к компромиссу. "Газпром" скорректировал свои запросы по поводу стоимости газа для внутренних нужд Беларуси - до 46 долларов 68 центов за 1000 кубометров.
Беларусь, в свою очередь, снизила требования по поводу транзитных тарифов - до 75 центов за те же 1000 "кубов" при прокачке на 100 километров по принадлежащим ей трубопроводам (кроме того, через Беларусь проходит крупнейший российский газопровод Ямал - Европа, где транзитные ставки многократно ниже). Это значит, пояснил корреспонденту "СОЮЗа" председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, что уже с 20 июня, когда закончится последний контракт с независимыми поставщиками "голубого топлива", никакого сбоя в снабжении Беларуси не будет. Страна получит в нынешнем году газа столько, сколько и договаривались, - 18 с лишним миллиардов кубометров. Причем, как отметил белорусский премьер-министр, оговоренные цены и тарифы признаны коммерческими и станут базовыми не только на нынешний, но и на следующий год.
Но ситуация может стать еще более благоприятной, если будет создано совместное газотранспортное предприятие на базе ОАО "Белтрансгаз", как и предусматривалось в свое время правительствами. Алексей Миллер отметил, отвечая на вопрос корреспондента "СОЮЗа", что Беларуси это позволит получать газ по внутрироссийским ценам, а России - перекачивать его в Европу по своим тарифам. Но стороны пока не договорились о цене сделки. Поэтому, пояснил Сергей Сидорский, еще до нынешней встречи премьер-министров было решено привлечь к оценке "Белтрансгаза" независимого зарубежного аудитора. Правда, накануне в "Газпроме" утверждали, что от своих первоначальных цифр, на взгляд белорусской стороны, явно заниженных, не отступят. Так что, вполне возможно, и тут потребуется некое компромиссное решение.
- То, что мы сегодня подписали такие важные соглашения и контракты, дает нам дополнительные возможности для того, чтобы с учетом взаимных интересов рассмотреть и вопрос о создании совместного газотранспортного предприятия, - отметил во вторник Михаил Фрадков.
Рублевое измерение
Наверняка многие хозяйственные проблемы в отношениях наших стран решались бы проще, будь у нас одна валюта. В соответствии с планом совместных действий, принятым правительствами и национальными банками наших стран еще несколько лет назад, намечалось ввести российский рубль в Беларуси как единое платежное средство с января следующего года. Председатель правления белорусского Национального банка Петр Прокопович накануне заседания Союзного Совмина сказал корреспонденту "СОЮЗа", что Беларусь по-прежнему готова к этому. Даже хранилища под российские рубли освободили. Но еще в Сочи прозвучало мнение, что перейти на единую денежную единицу до января уже не получится.
Вопрос единой валюты стал одним из основных и на встрече в Минске. Когда же он будет перенесен в практическую плоскость? Руководители наших правительств конкретных сроков не назвали, отметив: подписанные во вторник соглашения есть шаг к единому экономическому пространству, общей валюте, но пока еще надо поработать экспертам.
Чего же больше не хватает для принятия окончательного решения - технических возможностей, времени или совпадения интересов? Беларусь по-прежнему считает, отметил Петр Прокопович, что объединение денежных систем должно быть венцом, а не началом объединения наших экономик. Речь, в частности, о создании единых условий хозяйствования, единого таможенного пространства, свободе перемещения рабочей силы, товаров и капиталов. Хотя договоренности на сей счет есть, на практике они реализуются не полностью.
Вот почему так важно скорее найти взаимопонимание, например, по вопросу взимания косвенных налогов в торговле между нашими странами. Вопреки мировой практике НДС взимается в этом случае в государстве-производителе товара. Вот что получается в итоге. В России освоено производство прекрасного автомобиля "форд-фокус". Но НДС за него уплачивается как в России, так и Беларуси - если официально привезти сюда автомобиль на продажу. Ясно, что конкуренции по цене он в случае двойного налогообложения не выдержит. Поэтому и не везут российский "фокус" в Беларусь, хотя тут есть три официальных дилера "Форда". Страдают все: белорусские автолюбители, российские автопроизводители, авторитет Союзного государства, наконец.
За частным примером стоит немало других. Например, не только на белорусские, но и на российские предприятия негативно влияет достаточно свободный ввоз в Россию импортной радио- и телетехники, грузовых автомобилей и автобусов. Беларуси хотелось бы в этой сфере большей последовательности в защите отечественного товаропроизводителя. С другой стороны, в стране меньше пошлины на ввоз подержанных легковых иномарок. Так что прав был, конечно, Владимир Путин, говоря в Сочи, что реализовать планы по созданию единого экономического пространства пока до конца не удалось. Представляется, что решения, принятые союзным Совмином в Минске, поспособствуют его построению.
ВТО или ЕЭП?
А теперь позволим себе заглянуть на несколько лет вперед. Возможно, многие экономические проблемы наших взаимоотношений отойдут на второй план или вовсе отомрут после вступления наших стран в ВТО. Переговоры на сей счет ведутся уже давно. Есть и более близкая положительная перспектива - создание Беларусью, Россией, Украиной и Казахстаном Единого экономического пространства, стремление к которому недавно вновь подтвердили в Ялте главы этих государств. (На встрече в Минске Сергей Сидорский и Михаил Фрадков подтвердили приверженность этой цели на примере двух наших стран.) Но и тут важно, чтобы за общими декларациями не разойтись в частностях. А они, как известно, зачастую определяют результат. Беларусь настойчиво выступает против разноуровневой интеграции стран в рамках ЕЭП. Ибо это однозначно приведет к тому, что и в ВТО наши страны будут вступать на разных условиях. О каком же равенстве во взаимоотношениях друг с другом в рамках "четверки" можно будет тогда говорить? Поэтому следовало бы уже сейчас договариваться о единых принципах вступления во Всемирную торговую организацию, подчеркивают белорусские аналитики.
Павел Бородин, в свою очередь, на прошлой неделе в Минске предложил взять за основу интеграции "правила игры" Евросоюза или бывшего СССР (исключительно в сфере экономики) и не откладывая переходить к единой границе, единой таможенной системе, единому платежному средству, свободному движению людей и капиталов, единой нормативно-правовой базе. Понятно, такое невозможно без серьезного продвижения вперед по пути реального создания Союзного государства, в частности, без принятия Конституционного акта.
Недавно Россия внесла новые предложения по проекту этого документа. Заседание союзного Совета Министров в Минске стало еще одним шагом в том же направлении. По крайней мере, достигнутые договоренности предполагают активизацию союзного строительства. А желание и умение находить компромиссы в решении общих проблем говорят о наличии серьезной взаимной заинтересованности в укреплении белорусско-российской интеграции.