Антимонопольная служба борется со сговором

Монополии разделяют страну на зоны влияния, где их власть практически безгранична. Они "избирают своих губернаторов", для которых интересы олигархов превыше всего. Малому и среднему бизнесу здесь нет места. Не случайно за последние годы независимые нефтедобытчики в два раза сократили свое производство. Там, где монополии, там процветает ценовой сговор. Именно поэтому без видимых причин вдруг начинают дорожать металл и бензин. Там, где монополии, там - уклонение от налогов, причем в особо крупных размерах.

В некоторых отраслях концентрация прав собственности и производственных мощностей уже достигла 70 и более процентов. Недавно Всемирный банк официально назвал монополизацию главной бедой российской экономики. Но одно дело - иностранные эксперты, которых больше волнует укрепление наших олигархов на мировых рынках, чем их победоносное шествие по просторам Родины. И совсем другое - позиция главного антимонопольного ведомства страны, за которой последуют конкретные действия. Какие? Да хотя бы самые радикальные - принудительное разделение предприятий, о чем, кстати, недавно говорили на расширенной коллегии ФАС. Это вызвало вполне ожидаемую реакцию бизнеса: "Караул! Начался очередной крестовый поход на наши капиталы". Не на все, отвечают антимонополисты, а только на те, которые стали "черными дырами".

"Наша задача - разработать специальную программу демонополизации отраслей, - сказал Игорь Артемьев. - Необходимо установить порядок продажи акций, учесть права собственников. Например, предприниматель купил завод на стадии банкротства, поставил на ноги и теперь занимает 90 процентов рынка. В чем его вина? Здесь нужен целый комплекс мер, которые потребуют изменения даже в Гражданском кодексе". ФАС планирует завершить эту работу через год. И если предложения ведомства будут одобрены правительством, приступить к решительным, действиям.

Но сначала монополии попытаются привести в чувство. Для чего уже разработана концепция нового закона "О защите конкуренции". Сегодня оспаривать монополистическую деятельность, выступать в защиту конкуренции могут только коммерческие организации и сама антимонопольная федеральная служба. После принятия нового закона подать в суд на "плохого бизнесмена" сможет каждый, желающий поквитаться с монополистом. Не хочется бодаться в одиночку - можно подключить общественные объединения или саморегулируемые организации. "Таким образом, - объясняет Игорь Артемьев, - мы не хотим, чтобы борьба с монополиями велась либо в коммерческих интересах, либо по решению государственных чиновников. Общество должно само уметь защищаться от недобросовестной конкуренции".

Кроме того, в законе будет дана четкая квалификация так называемых согласованных действий. "Практически на всех рынках мы сталкиваемся с ценовыми сговорами или с картельными соглашениями. При этом никто никаких документов не подписывает, - продолжает разговор Игорь Юрьевич. - Просто один руководитель звонит другому и они договариваются, например, о повышении цен". Но слово, как известно, к делу не пришьешь. ФАС хочет ввести норму, когда факт сговора будет устанавливаться судом в процессуальном порядке. А новый закон подскажет, на что обратить внимание. Если без каких-либо оснований (рост цен на сырье, скачок инфляции), несколько компаний-конкурентов одновременно повышают цены - ищи "параллельное экономическое поведение". В США такие правила действуют уже сто лет и давно отучили тамошних бизнесменов жадничать столь откровенно.

У наших магнатов - все впереди. И если их не напугает "народный контроль", то ожидаемое наказание за недобросовестную конкуренцию уж точно отобьет аппетит.

Планируется, что штраф будет зависеть от величины годового оборота предприятия. Главное, чтобы он не ограничился лишь суммой ущерба от недобросовестной конкуренции. Ведь тогда монополист по большому счету ничего не теряет. Он "наварил" деньги, в худшем случае их у него отберут. Так что искушение рискнуть еще раз очень велико. Впрочем, есть такие богачи, которым и трехкратный штраф что слону дробинка. И на них в законе найдутся рогатины. Ведь обращаться в суд может не только Федеральная антимонопольная служба, которая действует от имени государства, но и коммерсанты. А эти разденут своих коллег до последней нитки. Торговали год по завышенным ценам, а мы вынуждены были покупать у вас эту продукцию, извольте компенсировать убытки. А заодно - оплатить моральный ущерб и упущенную выгоду.

Кроме того, ФАС при анализе сделок по слиянию и поглощению намерена требовать от компаний полностью расписанную структуру собственности. Правда, по закону такого права у ведомства пока нет. И, как говорит Артемьев, большое количество сделок, которые рассматривались еще министерством по антимонопольной политике, выглядели примерно так: фирма "Колокольчик" продается фирме "Ромашка" с Каймановых островов. Естественно, они представляли такую структуру собственности, которая не выходила за рамки антимонопольного законодательства. Министерство пыталось проверять информацию, подключая компетентные органы, но не всегда это удавалось. ФАС приняла решение не согласовывать ни одной сделки, не получив расшифровку всей структуры собственности. "Что ж, пока будем делать это исходя из духа закона, а не его буквы, - пояснил Игорь Артемьев. - Мы же обязаны контролировать экономическую концентрацию. А как? Если наверняка не знаешь, о каких компаниях идет речь? Я особенно хочу обратить на это внимание в связи с предстоящей реструктуризацией естественных монополий ("Газпром", РАО "ЕЭС России", железнодорожная отрасль). Там сделки пойдут на миллиарды долларов. И от того, как мы построим процесс продаж, многое зависит. Или государство будет в курсе того, что происходит в базовых отраслях экономики, либо потом придется бежать вдогонку за караваном".

Что, собственно, и происходит в жилищном строительстве. Здесь монопольный бизнес развернулся без всяких ограничений. И поэтому цены на жилье в два, а то и в три раза выше себестоимости. "Мы внимательно проанализировали весь пакет законов, который передан в Госдуму. И ко второму чтению готовим свои поправки. Ипотека, снижение налогового пресса на операции, связанные с покупкой жилья, - необходимые меры. Однако если все это будет реализовано одновременно, резко возрастет спрос, а значит, расширится спекулятивный сектор рынка и цены начнут стремительно расти. Здесь нужна разумная тактика".

Артемьев предлагает принимать законы единым пакетом, а вводить их в действие поэтапно, основательно подготовившись. Например, за два года "жестко и последовательно демонополизировать строительство жилья и расширить предложения на рынке". А начать с процедуры предоставления земельных участков. Сегодня доступ к заветным площадкам весьма ограничен. В каждом регионе есть свой строительный дядюшка Скрудж, который выгодно дружит с властями и давно расправился с возможными конкурентами. ФАС хочет предложить ввести в каждом регионе лимит. Например, больше 35 процентов земли под застройку в "одни руки" не давать. И никаких междусобойчиков: все участки должны выставляться на конкурс, а еще лучше - на аукцион. А чтобы и здесь не было возможности для сговора и чиновничьего произвола, ввести единственный критерий - цену. Кто больше даст - тому и в литавры бить.

Пока на всех российских аукционах действует балльная система. "Но математически просчитать объективно преимущества участников аукциона невозможно", - говорит Артемьев. По его словам, "откат" достигает 20 процентов от цены объекта. А это порой десятки миллиардов долларов. Деньги, естественно, идут в карман коррумпированным чиновникам, вливаются в теневой бизнес. И "черные дыры" продолжают расширяться.

Федеральная антимонопольная служба намерена:

Выявлять реальных собственников, контролирующих крупнейшие предприятия России.

Если одна из компаний занимает более 35 процентов рынка, включать ее в специальный реестр концентрации капитала.

Существенно увеличить штрафные санкции и рассчитывать их в процентах от годового оборота компаний (например, 3 процента). Или взимать тройной доход от "недружественной конкуренции".

Ввести в практику биржевые торги по покупкам нефти и нефтепродуктов по госзаказу.

Распределять участки под застройку исключительно на конкурсной основе. Не предоставлять одному собственнику больше 35 процентов от всех участков в регионе.

Увеличить пороговое значение сделок, подпадающих под контроль ФАС, до 1 млрд. рублей.

Для того, чтобы успешно справиться с этими задачами в ноябре 2004 года, ФАС вместе с Минэкономразвития РФ намерены подготовить новый закон о защите конкуренции. А через год - разработать программу по демонополизации отраслей.