Минобороны передали все бразды правления

Согласно им Генеральный штаб перестает быть основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ, а руководство армией и флотом всецело ложится на министра обороны.

Поправки внесены сразу в шесть статей действующего Закона "Об обороне": 10-ю, 13-ю, 14-ю, 15-ю, 17-ю и 19-ю. Все они касаются статуса минобороны как федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего государственное управление в военной области. Сколь ни удивительно, но прежде закон четко определял место всех государственных органов, завязанных на национальную безопасность, кроме... минобороны. Теперь правовой казус должен быть устранен. Но для этого по установленной процедуре подправленный закон сначала рассмотрит Совет Федерации, а затем утвердит глава государства.

В Госдуме обоснованно полагают, что президент не станет медлить с подписанием документа: грядущие изменения в военном ведомстве отлично вписываются в комплекс мероприятий административной реформы.

О каких изменениях идет речь? До настоящего времени Генштаб хоть организационно и входил в минобороны, но в системе федеральных органов государственной власти фактически стоял с ним в одном ряду. Это противоречит указу президента N 314, давшему старт административной реформе. Документ предусматривает только три уровня соподчиненности: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Наличие иных органов исполнительной власти, в том числе в области обороны, там не предусмотрено.

Между тем в действующем пока законе говорится: управление Вооруженными силами осуществляет министр обороны через минобороны и Генштаб, "являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ". Депутаты предложили новое прочтение статьи: "Управление Вооруженными силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны России".

- О Генштабе как основном органе оперативного управления больше речи не идет, - сказали "РГ" в Комитете Госдумы по обороне после слушаний. - У нас есть министр обороны, пусть он за все отвечает. Таким образом Генштаб освободится от несвойственных ему обязанностей и сосредоточится на вопросах стратегического планирования и повышения боеготовности войск.

Кстати, по своему статусу начальник Генштаба всегда был пусть и первым, но все же заместителем министра. Однако положение о Генеральном штабе, так же, как и о министерстве обороны, утверждал президент. Получалось, что начальника и подчиненного как бы ставили на одну ступень. Такое "возвышение" весьма устраивало генерала армии Квашнина, но вносило сумятицу в управление войсками. Доходило до того, что подписанный министром документ без визы начальника Генштаба иной раз не принимался к действию. Теперь все расставлено по своим местам. По новому варианту закона президент будет утверждать только положение о министерстве обороны. А функции Генштаба, как это было до 1998 года, распишет уже министр обороны.

Новые положения определят круг задач, которыми займутся минобороны и Генеральный штаб в мирное и военное время. Прежде они формулировались в статье 14 федерального закона, которую решено из документа исключить.

Компетентно

Сергей Иванов, министр обороны РФ:

- Период коренной перестройки и кардинального реформирования Вооруженных сил завершен, и мы переходим к нормальному военному строительству. А это значит, каждый орган в системе управления военной организации России должен четко и однозначно занять свое место. В военной организации есть одна непреложная константа: принцип единоначалия и единства военного управления. Вооруженные силы остаются таковыми только до тех пор, пока господствует этот принцип и обеспечивается жесткая вертикальная структурированность командования. Нарушение этого принципа всегда создавало разнобой в руководстве военным строительством, вносило сумятицу в управление войсками и порождало склоки, интриги, безответственность за поручаемые дела.

Современная обстановка требует всемерного укрепления роли Генерального штаба, однако это укрепление должно происходить в первую очередь путем гораздо более четкого определения функций и задач, стоящих перед высшими органами военного управления. Одна из первых задач Генштаба - выявление на ранней стадии возможных военных угроз России и подготовка предложений по их нейтрализации. Перегруженность распорядительными обязанностями и управлением обеспечивающими организациями заталкивает Генштаб в русло текущей управленческой рутины. Тогда как специалистам высочайшей квалификации, сосредоточенным в Генштабе, требуется каждодневно заниматься вопросами стратегии и оперативного искусства. Функция стратегического планирования и без того исключительно масштабна. Генеральный штаб должен быть освобожден от несвойственных ему функций, которыми он был перегружен в последние годы.

Сейчас Генеральный штаб вынужден заниматься контролем конкретных мероприятий. Это снижает эффективность работы и приводит к тому, что прекрасные идеи далеко не всегда воплощаются в лучших результатах. Мы не имеем права растрачивать мощнейший интеллектуальный потенциал Генштаба на решение второстепенных вопросов. Мы должны возродить традиционную российскую военную элиту - офицеров Генерального штаба.