Обсуждение ОСАГО в Госдуме
- Прежде всего будут ли законодатели принимать какие-либо льготы для пенсионеров и инвалидов в ближайшее время?
- Мне известно, что готовится правительственный законопроект, но он в Думу пока не поступил. Если же говорить о том законопроекте, который недавно внесло Законодательное собрание Челябинской области, то, к сожалению, он поступил без финансово-экономического обоснования и без заключения правительства, а потому мы отправили его авторам на доработку. Я сомневаюсь, что в весеннюю сессию мы его успеем рассмотреть. Так, было предложено ввести 50-процентные льготы инвалидам I и II групп и пенсионерам по старости. Но ведь льготы должны быть чем-то обеспечены, а в законопроекте не говорится, что они будут финансироваться из бюджетных средств. Если же авторы считают, что это будет делаться за счет страховых компаний, то в базовом законе существует прямой запрет на страхование "за счет других категорий автовладельцев". Подумайте, откуда страховщики смогут взять эти средства. Только за счет наших с вами взносов - тех, кто платит страховку в полном объеме. Речь идет о немалых суммах, которые предполагается вытащить из страховой системы, и не исключено, что под угрозой окажутся страховые выплаты всем прочим категориям. Льготников сейчас 2,2 миллиона - примерно 10 процентов от общего числа застрахованных.
Кстати, инвалиды по закону уже имеют 50-процентные льготы. Остальные 50% страхового взноса им может компенсировать местный бюджет. В Москве это уже сделано.
- И все-таки кто же будет платить за льготы?
- Я с большим уважением отношусь к инвалидам и пенсионерам, но я против льгот, которые оплачиваются из кармана других. А тут дело усугубляется еще и тем, что пенсионеры и инвалиды в силу своего состояния здоровья более опасны на дороге. Это подтверждает статистика. Кстати, за рубежом для пенсионеров действует повышенный тариф. Льготы - это социальное обеспечение, а страхование основано на статистике и теории вероятности. Поэтому здесь я согласен с Владимиром Жириновским: лучше увеличить всем пенсии и зарплаты.
- Как же разрешить эту ситуацию: с одной стороны, пенсионер не может сам за себя заплатить, с другой - страхование одних граждан по закону не может обеспечиваться за счет других граждан?
- Во-первых, сейчас правительство готовит бюджет на 2005 год и в принципе может внести в него эти льготы. С другой стороны, уже почти год действует повышающий коэффициент для автомобилей с большой мощностью, который не имеет никакого отношения к статистике (машины с мощными двигателями не чаще, а реже попадают в аварию), являясь по существу не страховым, а социальным. У меня, например, он равен 1,95, то есть страховщик получает с меня в 2 раза больше денег, чем со среднего застрахованного. И эти "как бы лишние" деньги можно направить на финансирование страхования инвалидов и пенсионеров.
- Богатые заплатят за бедных?
- Совершенно верно, и так устроено во всем мире. Если я плачу больше, то мне будет гораздо комфортнее знать, что те люди, которым не хватает средств на страховку, получат их за мой счет. Моя машина двух или трех пенсионеров может содержать: ее страховка стоит около 9 тысяч рублей.
Это можно закрепить законодательно. Так что проблему льгот можно решить либо с помощью бюджета, либо таким образом. И я говорю страховщикам: вы должны это сделать, если не хотите, чтобы к вам население относилось как к ростовщикам.
- Но страховщики при этом говорят, что базовый тариф занижен.
- По-другому они и не могут говорить.
- В какие сроки может решиться вопрос насчет источника финансирования льгот?
-Бюджет поступит в Думу в августе, и мы увидим, заложено это в нем или нет. Пока обсуждаются макроэкономические показатели бюджета - до детализации еще не дошло.
- А когда ваше предложение будет внесено?
- Когда мы все посчитаем. К сентябрю уже появится статистика по страховым компаниям: сколько в каждой из них застраховано дорогих машин. Я надеюсь, что к осени будет создана и единая информационная система по ОСАГО. В РСА уже есть компенсационные фонды - создадут еще один, и это можно сделать достаточно быстро. Будет хуже, если мы уже сейчас наспех введем льготы, а потом будем ждать банкротств страховщиков.
- То есть осенью Дума уже начнет рассмотрение вашего законопроекта. А когда же заработает вся механика?
- Если финансирование льгот предусмотрит бюджет, то их введут с января 2005 года. Если примут то, что предлагаю я, то внесение поправок в закон можно сделать уже в сентябре и ввести их в действие также с нового года.
- Что вы думаете о введении "полисов выходного дня" и сезонных полисов? Сейчас можно купить полис на полгода, а есть предложения сократить срок до месяца.
- Я совершенно не понимаю, что такое "полис выходного дня" и как учитывать по нему ДТП. Здесь появляется колоссальный простор для мошенничества. Сами посудите: какое время мы будем считать моментом ДТП - когда приехала ГАИ или какое-то другое? Ведь ГАИ может приехать и через 2-3 часа. Месяц для сезонного полиса - это тоже слишком маленький срок, и я буду против его введения. Как можно обосновать, почему именно месяц? Три - это еще куда ни шло. Можно приводить любые аргументы, но они никак не связаны с повышением безопасности движения. А ведь это основная цель закона об ОСАГО.