Первоначальный вариант законопроекта о замене натуральных льгот денежными компенсациями вызвал столь бурную реакцию в обществе, что в ходе его доработки перед внесением в Государственную Думу появились три существенных изменения. Во-первых, вдвое, а то и втрое возросли суммы предлагающегося денежного возмещения натуральных льгот (точный перечень и суммы - в таблице). Во-вторых, льготники трех категорий, а именно ветераны труда, труженики тыла и репрессированные, переместились на региональный уровень финансирования их социальной поддержки; вопрос о размере выплат для них субъекты Федерации должны решить самостоятельно.
Наконец, в-третьих, появились предложения о механизме реализации закона для тех льготников, которые захотят сохранить причитающиеся им натуральные преференции.
Напомним, о возможности выбора - деньги или льготы - еще на заседании правительства, рассматривавшем законопроект, настаивал министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов.
Но такой подход создавал дополнительные и серьезные сложности. Если, допустим, льготник готов полностью отказаться от своих преференций и получать доплату к пенсии - это один разговор. Если хочет полностью сохранить натуральные льготы - другой. А если настаивает на сохранении только некоторых преференций (допустим, бесплатных лекарств), а остальные не прочь заменить на деньги? Считать по каждому персонально? Обсчитывать каждую льготу? Сложно и затратно... Поэтому на том этапе в минздраве говорили, что, скорее всего, выбор будет жестким: или все деньги, или все льготы, никаких "промежуточных" вариантов.
Теперь, похоже, в правительстве склоняются все-таки к "дробному" счету стоимостного выражения льгот. После обсуждения законопроекта с депутатами фракции "Единая Россия" на прошлой неделе (понятно, что правительство пытается заранее заручиться их поддержкой по прохождению непопулярного законопроекта) замминистра финансов Татьяна Голикова рассказала, что предполагается в рамках денежной компенсации предоставлять льготникам так называемый "социальный пакет".
Например, стоимость месячного проезда в пригородном транспорте, по согласованию минздрава с железнодорожным ведомством, устанавливается в 40 рублей. Льготник, желающий сохранить право бесплатно пользоваться электричкой, получит индивидуальный специальный проездной, но из его компенсационной суммы ежемесячно будет вычитаться 40 рублей. Так что так или иначе льгота все-таки будет оплачена.
Предположительно называлась также и сумма, которая "приходится" в соцпакете на бесплатные лекарства - 350 рублей. Но с лекарствами - дополнительные сложности. Право на их бесплатное получение имеют и "федеральные" льготники, которым компенсация будет финансироваться из федерального бюджета (например инвалиды), и региональные группы (например репрессированные). Захотят ли регионы следовать предложенной схеме, пока неясно.
Одна из самых "дорогих" льгот - санаторные путевки. Обсуждалась возможность их приобретения (расчетная стоимость - 15 тысяч рублей) с "рассрочкой" - за счет компенсационной суммы, которая будет "копиться" в течение нескольких месяцев.
Возможно, когда минфин и минздрав представят окончательный вариант "раскладки" по соцпакету, ситуация прояснится. Но пока вопросов к механизму монетизации льгот по-прежнему очень много. Скажем, стоимость проезда в городском транспорте в разных городах различна: будет ли это учитываться? Или, например, у донора-москвича вся его ежемесячная выплата в размере 500 рублей уйдет только на "погашение" бесплатного проезда, а для сохранения права на льготные лекарства компенсации уже, увы, не хватит?
Не понятен и прогноз относительно весьма многочисленного отряда ветеранов труда (их около 9,5 миллиона, то есть каждый третий льготник) и "примкнувших" к ним тружеников тыла и репрессированных: справятся ли региональные бюджеты с их социальной поддержкой? Татьяна Голикова, правда, в этой связи заявила, что в будущем году "никто не отменяет оказание регионам помощи из федерального бюджета", но расчеты по трансфертам "могут быть скорректированы".
В то же время некоторые регионы уже заявили о сохранении натуральных льгот за счет региональных источников - значит ли это, что в этом случае льготники лишатся федеральных выплат? Или, наоборот, окажутся в существенном выигрыше перед остальными: и прибавку к пенсии получат, и преференции сохранят?
В минфине подсчитали, что в результате замены льгот деньгами расходы на соцобеспечение ветеранов и инвалидов вырастут в 2005 году соответственно в 26 и 9 раз по сравнению с тем, что они имеют сегодня. Но это в среднем по стране. Считать же каждый льготник будет на своем собственном примере. Заранее ясно, что выигрывают от монетизации те, кто не пользовался льготами - не имел такой возможности или они ему были не нужны. Категории, которые имели больше всех натуральных льгот и могли, к примеру, регулярно пользоваться бесплатными лекарствами, санаторными путевками и бесплатным проездом, вряд ли смогут получить "соцпакет" в прежнем объеме - компенсаций на его оплату попросту не хватит.