"Автогражданка" не повысила безопасность движения

На вчерашних парламентских слушаниях впервые, быть может, за этот год, дискуссия свернула с этой накатанной колеи. К "автогражданке" подошли с другим критерием - способна она послужить безопасности дорожного движения или нет.

В 2003 году на дорогах России зарегистрировано 204 тысячи 267 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 35,6 тысячи и получили ранения 244 тысячи человек, сообщил председатель подкомитета по законодательству о страховании Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Коваль.

Начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов дополнил эту информацию еще одним печальным сравнением: Россия в три раза уступает развитым странам по уровню безопасности движения.

На Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" у правоохранительных органов, как и у законодателей, была большая надежда. Думали, что он станет "экономическим рычагом для повышения безопасности на российских дорогах". Однако, как отметили участники слушаний, с 1 июля прошлого года "ощутимых сдвигов не произошло", закон лишь прибавил службам ГИБДД работы.

Однако большинство участников слушаний считают, что отказываться от "автогражданки" нельзя. Нужно ее совершенствовать. Каким образом? По мнению Виктора Кирьянова, в законе необходимо точно прописать схему применения коэффициентов страховых тарифов для тех, кто регулярно нарушает правила дорожного движения. Кроме этого, для повышения эффективности Закона об ОСАГО следует увязать его с другими законодательными актами, которые, в свою очередь, тоже нуждаются в совершенствовании. К примеру, Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" "отстал от современных условий на 10 лет".

По итогам обсуждения участники слушаний рекомендовали правительству РФ создать постоянно действующую комиссию по координации деятельности в сфере безопасности дорожного движения, разработать и утвердить национальную концепцию безопасности дорожного движения, в которой было бы учтено повышение требований к качеству обучения водителей, содержанию дорог. Кабинету министров предложено также обеспечить создание автоматизированной информационной системы ОСАГО и продумать систему предоставления льгот инвалидам по уплате страховых взносов по "автогражданке", разработать и принять государственные стандарты оценки вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий, и внести изменения в Правила обязательного страхования и страховые тарифы ОСАГО, чтобы сделать эти документы более эффективными в борьбе за безопасность дорожного движения. Постоянный представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов при этом заявил, что менять тарифы по "автогражданке" преждевременно - еще нет полных статистических данных, чтобы делать выводы. Однако участники слушаний посчитали, что год - это достаточный срок, чтобы увидеть ошибки и начать их исправлять. По словам депутата Госдумы Владимира Тарачева, законодатели в работе над ошибками будут выбирать между снижением тарифов, введением льгот для отдельных категорий граждан и изменением страховых коэффициентов. Но кроме этого в Закон об обязательном автостраховании будут внесены такие поправки, которые бы упростили порядок урегулирования споров при мелких дорожно-транспортных происшествиях.