На трех колесах вокруг света

Вперед в прошлое

По праздникам в центре Краснодара будто кто-то включает синема. Горожане крутят педали старинных великов времен Пенни Фартинг. И даже солидные мужчины с депутатскими значками не отказывают себе в удовольствии бесплатно прокатиться с ветерком на трехколесном "пауке", напоминающем огромный цирковой велосипед. Несмотря на свои внушительные размеры, "паук" устойчивее обыкновенного велика, и гонять на нем легко.

Неподалеку от раритетов стоит сухощавый человек с озорными глазами мальчишки. Это и есть владелец уникальной коллекции из 40 велосипедов и веломобилей Сергей Дашевский. Часть своих двух- и трехколесных машин он изобрел и сделал своими руками. Копии разошлись по Европе. Две - во Франции, еще несколько - в Германии и в Швейцарии. Многократный чемпион мира по гонкам на веломобилях, Сергей год назад во время падения повредил позвоночник. У него начали неметь пальцы, и в гонках он принимать участие уже не мог. Вот тогда и занялся всерьез своей коллекцией.

Первый свой веломобиль, разновидность велосипеда, похожую на автомобиль, только вместо мотора - собственные ноги водителя, Сергей увидел в конце 80-х в журнале "Техника молодежи". К тому времени Дашевский, инженер по холодильным установкам, работал начальником смены на кислородном заводе в Краснодаре. По фотографии собрал причудливую машину и гонял на ней по Кубани.

- Надо, чтобы посадка правильная была, - делится он своим секретом.

У Дашевского в веломобиле не сидишь, а лежишь - и ничего, удобно, потому что особая конструкция, распределение нагрузки плавно по спине идет.

- Однажды в конце 80-х, в командировке в Ленинграде, я увидел новую конструкцию - с обтекателем, с ним легче идти против ветра, - рассказывает Дашевский. - Хозяин веломобиля сказал, что скоро будет марафон "Вильнюс - Шяуляй". Вернувшись домой, я пошел к директору завода: так и так, в Литве супермарафон, а у меня есть веломобиль. Поезжай, сказал директор, только комплектующие запчасти оттуда для наших установок привези. Был 1989 год. Я и поехал.

Это была первая победа Сергея. 215 километров нужно было проехать за восемь часов, а он промчался за шесть с двадцатью минутами. Поначалу литовцы ему не поверили, однако то, что Сергей не сходил с дистанции и не подъезжал, как подозревали, на легковом авто, подтвердил спортсмен, ехавший за ним следом и получивший второе место.

- Приз был тысяча рублей, - вспоминает Дашевский: - По тем временам немыслимые деньги для инженера. Я купил на них мягкую мебель - мечту жены. Тогда и не знал, что мои велики меня с супругой разлучат.

Для соревнований на Полтаве он еще усовершенствовал свой веломобиль - впереди сделал устройство вроде полузакрытого зонтика, которое уменьшало сопротивление воздуха. И снова выиграл. А потом страна изменилась. На кислородный завод, где работал изобретатель, пришел новый хозяин. "Занимайся делом, а велосипеды выбрось в мусорку. У них будущего нет", - посоветовали ему и новый директор, и жена. Сергей не бросил свои двух- и трехколесные создания. И остался без работы и без супруги.

Против ветра

Новые модели после перестройки Дашевский уже делал из... военных самолетов.

- Из порезанных на цветмет Су-2, МиГов, - говорит он. - Трубы, колеса, переключатели сам собирал, вытачивал тормоза.

Первый мировой чемпионат Дашевский выиграл на собственноручно собранном "дельфинчике" - веломобиле уже с обтекаемым корпусом. Именно на нем он разогнался до 80 километров в час на суточных гонках и преодолел за 24 часа 840 километров.

- О соревнованиях в Швейцарии я узнал в 1994 году из газет, - рассказывает Сергей. - И напрямую послал туда свою заявку. Мне прислали приглашение. А ехать-то не на что. Город деньги собрал. Я взял отцовскую "четверку" с прицепом, погрузил туда свой веломобиль и махнул в Швейцарию через Крым, Молдавию. А там, в Приднестровье, - послевоенная неразбериха. На границе пограничники отобрали всю мою валюту и ушли. Пошел я разбираться, объяснять, зачем в Швейцарию еду. Деньги мне отдали.

В Швейцарии в первый раз Сергей рассчитывал на победу на длинной дистанции, а выиграл второе место на короткой. Но на следующий год победил и в дальнем заезде. После этих побед был успех в шестичасовой гонке в Голландии, затем - в Бельгии.

- Пока доедешь из дому на чемпионат, выбиваешься из колеи, - говорит он. - Все дни в дороге - без отдыха и сна. Приехал - сразу на старт.

Это сейчас у Дашевского оболочка веломобиля полностью из пластика, который защищает спортсмена при падении. А в те времена велик был местами из обыкновенной материи и лавсановой пленки.

- Едешь на скорости минимум в 50 километров в час и вдруг падаешь на асфальт, - вспоминает Сергей. - Счешешь все до кости. Пылью присыпал - и несешься дальше.

Так было с ним на гонках на скользкой после дождя дороге в Германии. В Голландии падал на крутом вираже.

- А козни противники строили? - спрашиваю Сергея.

- Однажды англичане зажали в "коробочку". Едут впереди - и обогнать не дают. На большой скорости я их все-таки растолкал. А вообще на таких соревнованиях обстановка дружелюбная. Ведь этот вид спорта пока не считается профессиональным.

Двухколесный интернационал

- Как же вы без работы и спонсоров смогли выжить в перестроечные времена, да еще и участвовать в международных гонках?

- Помогло умение слесарить, - отвечает Дашевский. - Подрабатывал где мог, а после первой победы за границей мне стали помогать такие же увлеченные гонщики, как я. У меня появилось много друзей в Германии, Швейцарии, Франции. Я ведь на протяжении последних семи лет был единственным русским гонщиком на веломобиле на международных соревнованиях.

Сергея удивляло большое количество брошенных у европейских дорог велосипедов.

- Разбаловались европейцы: чуть что - и в сервис, - усмехается он. - Я им велики чинил.

Первое время в период чемпионатов в Швейцарии Сергей жил... в музее. Швейцарскому учителю-пенсионеру мэрия подарила просторный частный дом, в котором когда-то была мельница. Он устроил в доме музей старинных вещей. Там и останавливался Дашевский.

- Аура у этого дома чудесная, - говорит Сергей. - Просыпаешься среди старинных часов. Несколько раз в дом во время грозы била молния, но все всегда обходилось. Потом не знаю, кто передал местному владельцу ресторана-гостиницы, что вот, мол, русский веломобилист живет в музее. И он сказал: пусть у меня живет. А на своих рекламных буклетах стал писать "спонсор русского велогонщика Дашевского". Так у меня появился заграничный меценат.

Два года назад Сергея попросили друзья из Германии составить компанию известному немецкому путешественнику Хайнцу Штукке в его гонке на веломобиле-тандеме по Трансканадской магистрали. Уже в начале гонки Хайнц сменил несколько партнеров - кого из-за недостаточной выносливости, а с кем-то не сошлись характерами. Ведь гонка на тандеме особая - на веломобиле одновременно сидят два человека и в унисон крутят педали.

- Хайнц поначалу произвел на меня удручающее впечатление,- сказал Сергей. - Он сразу заявил мне: у вас, русских, менталитет на троечку. Но после окончания нашего путешествия это мнение переменил, и мы стали большими друзьями.

Уже потом выяснилось, что у Хайнца была несчастная любовь к девушке из России - красавица раскрутила его на солидную сумму и бросила.

Проехав Оттаву и Квебек на скорости до 92 километров в час, русский и немец добрались к заливу Святого Лаврентия, до океана. Об этом 4000-километровом заезде писали все американские газеты.

23 июня 2003 года в городе Вальтроп в Германии проходил фестиваль велотандемов - это когда паровозом соединяются веломобили. Среди участников был и Сергей Дашевский. Вместе с другими веломобилистами они образовали огромную "гусеницу" в 92 метра из 62 машин, создав самый длинный в мире дружественный тандем, который проехал три километра. Дашевский (единственный) представлял в нем Россию. Этот тандем был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Колесо из Африки

Дашевский ведет меня в гараж, где хранятся его двух- и трехколесные сокровища.

- Это модели приблизительно 1870-х годов, - показывает он свою гордость. - Вот на этом, французском, был установлен мировой рекорд в 1895 году в гонках на милю - одна минута 56 секунд. А на этом - колеса с деревянными ободами из прочного африканского дерева, без сучков.

Сергей мечтает о том, чтобы приобрести велосипед, на котором ездят солдаты швейцарской армии. В Швейцарии до сих пор солдаты на великах по горам гоняют.

Дашевский теперь в своем доме живет не один. Он нашел-таки свою половинку, Татьяну. И первое, что сделал, - в 40 лет посадил на велосипед. До этого Татьяна кататься не умела.

- Будущее за велосипедом, - уверен Сергей. - Надо ему в городах зеленый свет давать. Велодорожки, как на Западе, делать, парковки у магазинов. Ведь этот вид транспорта - экологически чистый, бензина не нужно никакого. Пробок на дорогах не создает и здоровью польза.