Космотуристам не хватит денег

Этот аппарат под названием "Спейсшип-1" стартовал в понедельник с аэродрома в калифорнийской пустыне Мохаве на борту самолета "Уайт найт", который доставил ракетоплан на высоту около 17 километров. А затем "Спейсшип" отправился в самостоятельный полет. За 80 секунд он разогнался до сверхзвуковой скорости и примерно на три с половиной минуты вышел за границы земной атмосферы. Находившийся на борту этого трехместного воздушного судна американский летчик-испытатель 62-летний Майкл Мелвилл южноафриканского происхождения сначала испытал четырехкратные перегрузки, а потом на три минуты оказался в состоянии невесомости. Затем аппарат начал плавное снижение и приземлился в той же пустыне Мохаве.

Ракетоплан "Спейсшип" был создан калифорнийской фирмой "Скэйлд композитс", которую возглавляет известный американский летчик и авиаконструктор Берт Рутан. Работа над уникальным проектом продолжалась два года, а затраты превысили 20 миллионов долларов.

После успешного полета ракетоплана информационные агентства враз заговорили о том, что этот ракетоплан открывает двери для развития космического туризма. Возможно, это и так. Но космотуристов в мире найдется не так уж много. Даже если цена за полет в космос на ракетоплане, как считает инвестор проекта соучредитель компании "Майкрософт" Пол Аллен, снизится до10 тысяч долларов с 20 миллионов, которые платят нынешние космотуристы.

Кстати, вчера в Москву прилетел первый из них - американский миллиардер Деннис Тито. Прилетел не ради того, чтобы еще раз побывать в российской столице, а чтобы обсудить возможности частных инвестиций в разработку нового российского корабля для суборбитальных полетов. И дай-то бог, чтобы на частных аппаратах, построенных в России, стали летать в космос самые любопытные из нас и, как об этом сказал Мелвилл, испытывать почти "религиозное одухотворение" при виде Земли из космоса. К слову, есть за что побороться: к концу нынешнего года должен определиться победитель в международном конкурсе среди создателей корабля многоразового использования, предназначенного для туристических путешествий на орбиту. Приз - 10 миллионов долларов. Не ахти какая сумма для космических исследований. Но и такими деньгами разбрасываться не стоит.

Нисколько не принижая коммерческой стороны этих проектов, уверен, что космический туризм - это все же вторично. Первично - развитие авиакосмической отрасли и познание Вселенной. И вот тут компании "Скэйлд композитс" надо отдать должное. Тем более что, по словам Берта Рутана, компания не собирается оставаться на суборбите надолго. "Мы пойдем выше, - сказал он, - как только позволит развитие технологий. Так что держитесь! Следующие 25 лет будут дикой гонкой за каждый космический километр. А потом историки напишут, что это время было потрачено на пользу каждого из нас".

Мнение

Прокомментировать полет первого космического "частника" мы попросили начальника службы информации ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, участника испытаний космического корабля "Буран" и других орбитальных систем генерал-майора Владимира Уварова:

- Полет, безусловно, очень любопытный и важный. Но подчеркну - это не выход в космос. Космический полет - это когда аппарат выводится на орбиту и совершает хотя бы один виток вокруг Земли. Здесь же пилот Майкл Мелвилл на высоте 17 км включил ракетный двигатель, который разогнал аппарат до сверхзвуковой скорости и поднял его на высоту 100 км 124 м. Аппарат лишь на некоторое время вышел за пределы земной атмосферы. По сути, высотный самолет просто "коснулся" космоса.

Однако надо отдать должное: есть два очень принципиальных момента, которые имеют огромное значение. Первый. Насколько я понял, аппарат не был защищен термической плиткой, как, допустим, наш "Буран", но тем не менее благополучно прошел так называемый район плазмы, где огромные температуры. Значит, термостойкость была обеспечена каким-то другим материалом, что для аппаратов малых размеров чрезвычайно важно, так как при входе в плотные слои земной атмосферы поток тепла с поверхности корабля очень большой. И если бы не было защиты, то пилот просто мог сгореть. Надежная термозащита - явное достижение конструкторов.

Второй. Аппарат произвел посадку на тот аэродром, с которого взлетал. Значит, в сильно разреженной атмосфере, где по идее невозможно дрейфовать, он сумел сделать хитрый маневр и развернуться на 180 градусов. Это крайне интересное решение возврата.

Что касается практического применения, то такие полеты, безусловно, могут использоваться для проведения различных научных исследований, скажем, метеорологического характера. Нельзя упускать из внимания и военную сторону. Такой корабль - одна из разновидностей головной части ракеты. И если посадить в него не пилота, а автомат, то можно решать определенные задачи с большим эффектом неожиданности. Ну и коммерческие суборбитальные полеты - само собой. Всегда найдутся люди, готовые выложить немалые деньги за подобный экстрим.

Записала Наталия Ячменникова