Зурабов убеждает льготников

Высказались представители всех крупнейших ветеранских и инвалидных организаций, руководители муниципального и регионального уровней, на которых ляжет основная нагрузка финансового и административного обеспечения льгот в их новом виде. По большому счету, итог бурной дискуссии таков: все боятся и не хотят перемен. Льготники не верят, что уровень их социальной защищенности не снизится. Региональные власти опасаются, что не потянут эту тяжкую ношу без помощи центра.

По мнению представителей общественных организаций, наиболее уязвимое звено законопроекта - обеспечение лекарствами. Тот денежный эквивалент, который предлагается, с точки зрения льготников, существенно ухудшит положение нуждающихся в лекарствах. Между тем, как показывают официальные цифры минфина, реально в стране тратится на лекарства в среднем 38 рублей в месяц на одного льготника. В Москве эта сумма составляет 95 рублей. У многих участников дискуссии эти цифры вызвали недоверие. Как они выводятся? Общие затраты делятся на все число льготников. Но, с одной стороны, далеко не все пользуются этой льготой. В частности, в столице - только 48 процентов людей, имеющих такое право. С другой стороны, не все нуждающиеся имеют физическую возможность приобрести нужные лекарства, особенно в глубинке, где не так развита аптечная сеть.

Другая льгота, которая подлежит реформации в первую очередь, - санаторно-курортное лечение. Здесь похожая ситуация. По данным минздрава, ежегодно от льготников поступает 770 тысяч заявок на путевки, а предоставляется 220 тысяч. Между тем в стране 10,5 миллиона инвалидов, которые имеют право на такую льготу. То есть потребности и возможности отличаются в разы. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, который принял участие в "круглом столе", пытался объяснить: никто не потеряет от того, что льготу, которую большинство нуждающихся реально не получают, компенсируют деньгами. Но это не убедило участников "круглого стола".

Например, заложенная в законопроекте норма о предоставлении льготникам месячного проездного на электричку за 40 рублей вызвала такой шквал комментариев с места, что министру лишь с третьей попытки удалось объяснить: да, реально ни один проездной столько не стоит, но РАО "РЖД" готово по такой цене продавать льготникам проездные без ограничения числа поездок и зоны следования. Тем не менее сомнения остались: в будущем году железная дорога сделает такой подарок, но не факт, что она будет делать их каждый год.

Региональные власти в растерянности. С одной стороны, они за разграничение полномочий (которое неизбежно с будущего года), с другой - брать на себя ответственность за большинство льготников и льгот не очень хочется. Представитель администрации Ставропольского края убеждал, что для бюджета края "абсолютно нереально перевести все льготы в денежный эквивалент". Между тем, как сообщили представители правительства, по официальной отчетности, расходы краевого бюджета на одного инвалида составляют 50 рублей 36 копеек в месяц, а на одного ветерана - 41 рубль 90 копеек. Для справки: в среднем по стране эти расходы составляют соответственно 112 и 50 рублей.

В сущности, затраты мизерные. На всю страну - 27 миллиардов рублей. Под реформу на 2005 год правительство готово выделить 170 с лишним миллиардов. Но дотационные регионы это не успокаивает - им нужны железные гарантии, что центр их не оставит один на один с армией льготников, судись потом с ними за невыполнение обязательств. Принимавшая участие в "круглом столе" заместитель министра финансов Татьяна Голикова твердо заверила: "Финансовая помощь, конечно, будет, но будут изменены ее механизмы" в соответствии с законом о разграничении полномочий. Татьяна Голикова также отвергла обвинения, в том числе и Счетной палаты РФ, в том, что минфин дает заниженные цифры по финансовому обеспечению льгот. Эти цифры, сказала она, выведены из отчетности самих регионов.

Впрочем, оппоненты, похоже, до конца не убедили друг друга. Суммируя все высказанные общественностью предложения, итог получается такой. Первое: не спешить принимать решение на законодательном уровне; создать рабочие группы с участием заинтересованных сторон, чтобы выработать компромиссные решения; обкатать реформу в одном или нескольких регионах. Второе: дать льготникам возможность выбора - остаться в прежней системе социальной поддержки или взять деньги. Третье: провести более точные расчеты денежного эквивалента льгот. Четвертое: если реформу льгот не удастся отодвинуть, провести открытое поименное голосование.

Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заметил, что главная причина острого неприятия реформы - менталитет. Дескать, претензий к сегодняшней системе у всех хоть отбавляй, но пусть остается плохо, потому что вдруг будет еще хуже.