Согласно новому закону, для организации референдума для начала необходимо создать инициативную группу. Если раньше она могла состоять всего из 100 избирателей, то теперь требуется образовать 45 региональных подгрупп не менее чем из 100 человек каждая. То есть минимальное число инициаторов составляет 4,5 тысячи человек. Каждая подгруппа избирает уполномоченных представителей и направляет в избирком ходатайство о регистрации, к которому необходимо приложить ряд документов, в частности протокол собрания, доверенности на представителей, список членов подгруппы с их данными и т.д. Причем на это отводится два месяца.
На этой же стадии инициативная группа должна направить в Центризбирком формулировки вопросов к референдуму. Если они будут признаны соответствующими Конституции, тогда после регистрации региональных подгрупп их уполномоченным позволят обратиться с развернутым ходатайством о проведении референдума.
Только после этого можно будет приступать к сбору 2 миллионов подписей. Затем ЦИК проверяет их подлинность и обращается к президенту с просьбой о назначении референдума. Причем указ может быть издан только после заключения Конституционного суда о соответствии предложенного вопроса закону. Для ведения агитации среди избирателей инициаторам также придется зарегистрировать и агитационную группу, для чего существует отдельная процедура.
В сравнении с действовавшим законом теперь организация народного волеизъявления станет очень сложным процессом. Вместе с тем отсекается возможность проведения популистских референдумов наподобие того, который перед выборами в Государственную Думу пытались организовать коммунисты - партия решила инициировать голосование о запрете на продажу земли, о снижении тарифов на услуги ЖКХ и о повышении зарплат. Новые условия таковы, что организовать референдум в принципе может либо очень сильная партия с крепкой и разветвленной региональной сетью, либо инициативная группа, имеющая доступ к административному ресурсу.
В новейшей истории России для решения вопросов государственного значения к народу обращались три раза. Первый референдум состоялся 17 марта 1991 года и был вызван начавшейся волной деклараций о суверенитете в республиках СССР. Чтобы остановить процесс распада государства, на голосование поставили вопрос о сохранении Советского Союза. Ряд республик отказались проводить на своей территории такой референдум, но в остальных он все-таки состоялся. Тогда явка составила 75 процентов, из которых за сохранение Союза высказалось 76,4 процента. На ходе истории тот референдум никак не отразился, и теперь мы живем в России. На этом же голосовании народ высказал желание ввести пост президента РСФСР.
Второй и третий референдумы прошли в стране в 1993 году с интервалом в восемь месяцев. 25 апреля перед гражданами стояло четыре вопроса: о доверии президенту Борису Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о необходимости досрочных выборов президента и народных депутатов. Наверно, все помнят мелькавшее долгое время агитационное "да, да, нет, да" - схема, по которой власть призывала голосовать граждан. В результате за первые два вопроса граждане выступили положительно. А вот по третьему и четвертому решения так и не было принято. Накануне Конституционный суд разъяснил, что по вопросам, касающимся конституционных полномочий органов власти, должно проголосовать большинство всех избирателей. Явка составила 64,5 процента, а положительно по этим вопросам проголосовало 31,7 и 43 процента соответственно. Что последовало вслед за этим референдумом, рассказывать, наверное, не требуется: горящий Белый дом и разгон депутатов народного собрания.
Последний раз всенародное голосование прошло 12 декабря 1993 года и было единственным, когда все обошлось без драматических событий. Большинство россиян поддержали проект новой Конституции страны.
Как заявляет ряд экспертов, еще в начале 90-х годов доверие граждан к институту референдумов было подорвано, о чем свидетельствует низкая явка на голосование по проекту Конституции в декабре 1993 года. Фактически в то время власти шли наперекор результатам референдумов. Возможно, новый закон изменит отношение населения, но это удастся проверить только при непосредственном проведении народного волеизъявления.