Это случилось в прошлом году. Правительство и забастовщики столкнулись в непримиримой схватке, и никто не хотел отступать. Причиной забастовки стали сокращение срока выплаты пособия по безработице с 12 месяцев до 8 и некоторое увеличение годичной нормы выработки (свыше нынешних 507 часов) для людей, имеющих "частичный рабочий день" в сфере культуры.
Эти люди, работающие весь год где угодно, а иногда и вовсе не работающие, с легкостью "отменили" Брука, Булеза, Бартабаса. Последний гневно ответил им со страниц одной из газет: "Молодым актерам трудно? Я начинал на улице, не имея даже школьного аттестата. Пусть они мне теперь расскажут, как трудно молодым актерам!".
В программе этого года волшебника Бартабаса не будет. Не будет и Брука, и Мнушкиной. Впрочем, новые руководители фестиваля, среди которых немецкий режиссер, руководитель театра "Шаубюне" Томас Остермайер, собрали отличную программу, которая в основном связана с новым и средним поколением европейской режиссуры. В центре ее - несколько крупнейших фигур, определивших собой лицо европейской сцены последнего десятилетия. Один из них - швейцарский режиссер Кристоф Маталлер, чей меланхолический минимализм завораживает от спектакля к спектаклю. Он покажет в Авиньоне свою новую работу, где крушение знаменитой швейцарской авиакомпании Swissair пересекается с его собственной историей и в каком-то смысле с судьбой всей нынешней цивилизации - жесткий и меланхоличный фарс о новых временах.
Другая важная фигура нынешней европейской сцены - бельгиец Люк Персиваль. Режиссер театра Het Toneelhuis в Антверпене, он является одним из тех, с кем связано рождение "фламандской новой волны" 80-х годов. Внимание к ритуальным и духовным истокам театра определили его особое лицо в этой "волне". Его театр - обыденный и таинственный одновременно - рассказывает о человеке и его экзистенциальном одиночестве так, как никто до него. По приглашению Томаса Остермайера он вскоре должен стать одним из режиссеров "Шаубюне". В Авиньоне он покажет расиновскую "Андромаху".
Его земляк, автор, режиссер, хореограф и художник-инсталятор Ян Фабр представит в Авиньоне свою хореографическую фантазию с характерным названием "Ангел смерти". Вдохновленная живописью Ван Эйка, эта работа является по сути монологом самого Фабра, посвященным знаменитому хореографу Уильяму Форсайту. Танцевальный театр на Авиньоне представляет так же Саша Вальц, молодой, но именитый немецкий хореограф, возглавляющая вместе с Остермайером театр "Шаубюне". Едва ли не впервые за свою карьеру она воспользовалась классической музыкой для своего сочинения. Она назвала его Impromptus по имени фортепианной пьесы Франца Шуберта, звучащей в ее спектакле. В романтической музыке Шуберта, написанной за год до смерти, она увидела танец, темой которого стала хрупкая природа счастья...
35-летний Томас Остермайер покажет в Авиньоне сразу две свои работы - "Войцека" по пьесе Бюхнера и современную пьесу Disco Pigs. Это очень характерное для него и его поколения сочетание. Ибсен, Метерлинк, Брехт, Бюхнер - они для него такие же современные авторы, как Сара Кейн, Бильяна Србльянович, Мариус фон Мариенбург, Йон Фоссе, чьи пьесы он открывал для публики. Подобно Войцеку, его театр пытается осознать главный парадокс времени: "Мир безумен! Мир прекрасен!".
Может быть, впервые современный немецкоязычный театр, исполненный энергии и визуального буйства, будет в Авиньоне столь существенно оппонировать театру французскому с его культом слова и языка. И надеюсь, что за перипетиями этих баталий будет следить куда интересней, чем за вольницей бастующих бездельников на улицах и площадях крупнейшего театрального фестиваля.