Итак, согласно новой версии Закона "Об организации страхового дела в РФ" уставный капитал компаний, которые занимаются страхованием жизни, должен составлять не менее 60 миллионов рублей, занятием иными видами страхования включают требования к уставному капиталу на сумму не менее 30 миллионов рублей. Ну а те компании, которые решили заниматься перестраховкой вкупе со страхованием, уставный капитал должен достигать 120 миллионов рублей. Закон гласит, что к 1 июля текущего года компании должны сформировать капиталы до одной трети сумм, к 1 июля 2006 года - до двух третей, ну а к 1 июля 2007 года иметь в наличии капиталы в полном объеме. Другими словами, к 1 июля уставный капитал компаний, которые занимаются страхованием жизни, должен составить 20 миллионов рублей, по иным видам страхования - 10 миллионов рублей, а перестраховщики должны обладать капиталом в 40 миллионов рублей.
Федеральная служба по страховому надзору в ходе проверки пришла к выводу, что к 1 июня текущего года 437 компаний не соответствовали требованиям по капиталу нового закона. Дабы не лишать навеки эти компании лицензии, ФССН предложила им сдать временно лицензии до того момента, когда их капиталы будут доведены до необходимого минимума. Но, похоже, что страховщики не вняли предупреждениям ФССН, которая теперь может их лишить лицензии на право заниматься каким-либо видом страхования. Мотив страховщиков понять можно - ну лишат нас лицензии, а мы, дескать, создадим новое юрлицо, с необходимым уставным капиталом. А что будет с клиентами мало кого волнует.
Нельзя не напомнить, что после финансового кризиса 1998 года из двух с половиной тысяч страховых компаний лишилось лицензии почти половина. Игнорирование или невыполнение требований закона могут привести к "закрытию" еще порядка 300-400 страховых организаций. Коснется это в первую очередь небольших компаний, занимающихся страхованием преимущественно в российской глубинке, а лидеры уже давно работают на рынке и их капиталы давно соответствуют требованиям нового закона.
С одной стороны, может, и к лучшему, что на страховом рынке, который будет открыт вслед банковскому для их иностранных коллег, будет представлено меньше крупных страховщиков, которые будут отвечать перед клиентами по своим обязательствам. С другой, в тех же странах Европы при наличии крупных страховщиков имеются и небольшие компании, занимающиеся так называемой достраховкой. К примеру, французская страховая система жизни и здоровья построена таким образом: граждане приобретают страховой полис в двух компаниях. Для чего это делается? Попали вы в больницу и вам предстоит сделать дорогостоящую операцию, но ваш полис, который вы получили в страховой компании (имеющей гослицензию на осуществление данного вида страхования. - Прим. авт.), не может полностью покрыть все расходы. И для того чтобы быть спокойным, что не придется платить из своего кармана, французы покупают дополнительные страховые премии еще и в других компаниях. По такому же принципу можно построить страховую систему и у нас.
Так что, на наш взгляд, сетовать на жесткие требования нового закона страховщикам не стоит. Тем более что благодаря обязательной автогражданки страховщики получили немало средств от клиентов. Понятно, что часть этих средств была направлена в фонд обязательного резервирования, однако большая их часть осталась в руках компаний. Исходя из этих дополнительных источников доходов, предоставленных государством, заставившем автолюбителей в обязательном порядке страховать свои авто, может хватить на увеличение уставного капитала.
Федеральная служба страхового надзора выступает в этом вопросе за то, чтобы страховщики выполнили требования законодательства с меньшими потерями, так как пострадают от этого рядовые граждане. Сейчас ФССН разрабатывает процедуру передачи клиентского портфеля страховщиков, которые могут лишиться лицензии к более благополучным коллегам. По мнению крупных страховщиков, ничего криминального в требованиях об увеличении уставного капитала нет. При вступлении в ВТО российский страховой рынок будет открыт для иностранных коллег. И чем выше уставный капитал, а это значит, что компания прочно "стоит на земле", тем больше шансов у российский страховщиков составлять конкуренцию иностранцам.