Напомним, что на днях министр транспорта РФ господин Левитин заявил, что получил от правительства поручение пересмотреть пошлины на самолеты. Несмотря на то, что из его слов не было ясно, в какую сторону пересмотреть - уменьшения или увеличения, - партнеры России по переговорам поняли это так, что Россия собирается облегчить ввоз в страну зарубежных самолетов. А поскольку защита авиапрома была той позицией, которую наша делегация отстаивала правдами и неправдами, переговорщики попали, по словам одного из них, "в дурацкую ситуацию, которая не способствует завершению переговоров".
Хуже всего, что делегаты не получили никаких инструкций на этот счет и пользуются информацией из СМИ. А газеты пишут, что якобы Россия облегчит ввоз тех типов самолетов, которые не производятся в России, и затруднит ввоз тех, которые мы делаем сами.
- Проблема в том, что теоретически в России делают или могут делать все типы самолетов, - говорит источник в российской делегации.
В свою очередь высокопоставленный чиновник из правительства РФ, который приехал на переговоры в Женеву, в беседе с корреспондентом "РГ", попросив не называть его имени, тоже выразил недоумение.
- Авторы этого предложения должны были согласовать свои шаги с Минэкономразвития РФ, - сказал он, - по возвращении в Москву мне придется срочно доложить об этой коллизии премьеру.
Вчера на переговорах возникла и другая оказия, на этот раз плановая. При обсуждении вопроса о том, какие предприятия в России пользуются статусом государственных торговых организаций, то есть действуют исключительно в интересах государства, строя под него свой бизнес. Наша делегация, следуя инструкции, назвала РАО "ЕЭС России" и АК "Алроса", но не "Газпром", что вызвало недоумение у партнеров. Наши переговорщики обязаны убедить международное сообщество, что "Газпром" - не государственная монополия и что его ценовая политика не подпадает под определение торговой монополии. Сделать это будет непросто, поскольку упоминание независимых компаний, которые якобы конкурируют с "Газпромом", вызвало в зале лишь смех. Но против инструкции не пойдешь.
Впрочем, процесс присоединения к ВТО принял, кажется, такие обороты, что его уже невозможно остановить. Так, американцы заявили, что готовы двигаться с той скоростью, которую укажет Россия. Ожидается, что сегодня-завтра мы завершим переговоры еще с четырьмя странами, а с понедельника уже в многостороннем формате начнем обсуждать системные требования к экономике России. "Это уже реальная основа для присоединения к ВТО", - сказал корреспонденту "РГ" руководитель делегации Максим Медведков.
Быть может, самое показательное то, что в ВТО сделали вид, будто не заметили снижения статуса Медведкова с зам. министра до руководителя департамента.