В день проведения Морской коллегии практически ничего в городе не напоминало о присутствии доброй половины российского правительства. Может быть, лишь чаще обычного встречались на улицах милицейские патрули. Впрочем, в Архангельск и Михаил Фрадков, и другие члены коллегии - по выражению премьера, ключевые министры, имеющие отношение к морской тематике, - прибыли накануне. Еще в аэропорту премьер-министр подчеркнул, что местом проведения коллегии Архангельск выбран не случайно. Север очень важен с точки зрения выхода к морю, арктическая проблематика является очень серьезной составной частью морской политики - это и оборонный комплекс, и судостроение.
Своеобразным прологом к коллегии стало посещение Северодвинска - знаменитых предприятий "Севмаш" и "Звездочка".
На том же "Севмаше" заканчивается строительство морской нефтяной платформы "Приразломная", предназначенной для добычи углеводородов на арктическом шельфе.
Говоря об итогах работы коллегии в предыдущие годы, Михаил Фрадков отметил, что принятая в государстве морская доктрина и создание Морской коллегии заложили теоретические и организационные основы для реализации национальной морской политики. Морская политика, во многом дополняя и обогащая внешнюю, внутреннюю, военную и экономическую политики государства, получила свое законное право на существование.
К сожалению, как было отмечено на коллегии, в морской деятельности продолжают углубляться негативные тенденции, выражающиеся в физическом, моральном устаревании, сокращении корабельного и судового состава, системы базирования и прибрежно-портовой инфраструктуры российского флота, в потере судостроительных, судоремонтных и береговых мощностей. Как отметил Михаил Фрадков, они обуславливаются главным образом несовершенством государственного регулирования в этой сфере.
В то же время, как отметил премьер-министр, в государстве действует целый пакет документов по проблемам морской деятельности. Вот только реализация многих из них еще практически не начата. Поэтому председатель правительства предложил федеральным министрам к 1 декабря этого года разработать программы по выполнению части мероприятий, предусмотренных этими концептуальными документами, на конкретный срок - три года. Эти программы должны дополняться планами совершенствования нормативной правовой базы морской деятельности.
Внимание участников заседания было обращено на тот факт, что в новой структуре федеральных органов исполнительной власти и в принятой структуре Морской коллегии основная ответственность за исполнение принятых решений ложится на федеральных министров. А рабочими органами станут межведомственные комиссии, которые призваны обеспечить глубокую проработку и дальнейшую реализацию мер по совершенствованию морской деятельности самостоятельно и через Морскую коллегию. Как было подчеркнуто, создание межведомственных комиссий должно полностью исключить возможность принятия решений, не обеспеченных соответствующими ресурсами. Более того, Михаил Фрадков указал на особую ответственность, лежащую на членах Морской коллегии по выполнению указаний президента РФ, изложенных им в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.
Одним из механизмов комплексного решения проблем изучения, освоения и эффективного использования морских ресурсов и пространств в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ названа федеральная целевая программа "Мировой океан". Поэтому Морская коллегия возьмет под контроль ее выполнение.
Особое внимание на коллегии было уделено вопросам, от которых зависит успешность реализации национальной морской политики. Это прежде всего проблемы атомного ледокольного флота, формирование и реализация государственного оборонного заказа, его военно-морской части, осуществление морских научных исследований, имеющих государственное значение, создание благоприятного для государства и населения экономического режима в сфере морской хозяйственной деятельности.
Подводя итоги заседания, председатель Морской коллегии отметил, что развитие морской деятельности для России - один из важных экономических и политических путей решения поставленной президентом Российской Федерации задачи удвоения ВВП к 2010 году. Поэтому решение первоочередных задач должно способствовать развитию реального сектора экономики, связанного с морской деятельностью.
А разговор о морских проблемах получил свое продолжение уже на борту колесного теплохода "Николай Гоголь", единственного в стране. Построенный еще в начале прошлого века, он не так давно был отреставрирован корабелами северодвинской "Звездочки". Используется он обычно для туристических поездок, а в этот день хозяева предложили и Михаилу Фрадкову прогулку по Северной Двине. После душных административных кабинетов - а в Архангельске сейчас стоит не свойственная Северу жара - прохладный речной ветерок пришелся как нельзя кстати.
В следующий раз Морская коллегия соберется уже во Владивостоке. Так что после знакомства с Белым морем "ключевым министрам" предстоит встреча с Тихим океаном.