Сегодня руководство Грузии вновь наступает на те же грабли, что и прежде, искушая соседей то броней, то розами, то гуманитарными жестами. Но Цхинвал как никто другой на себе ощущает выдавливание России из Закавказья, поэтому не приемлет политику кнута и пряника, не принимает "дары данайцев" в виде минеральных удобрений и прочих подачек.
Между прочим, осетин совершенно не затронул националистический угар, который столь сильно проявился в Грузии. На территориях, контролируемых осетинами, не было никаких антигрузинских выходок. И хотя в Тбилиси не осталось ни одной улицы с русским наименованием, во Владикавказе как были, так и сохранились грузинские наименования улиц и площадей: Орджоникидзе, Церетели, Казбеги, Тбилисская, Батумская, Кутаисская. Действуют грузинская школа N 19, церковь и многое другое.
К противостоянию в Южной Осетии нельзя применять никаких аджарских аналогий хотя бы потому, что никакого правящего квазифеодального клана здесь не существует. Югоосетинская республика существует уже полтора десятилетия, за это время там на легальной и демократической основе сменилось несколько руководителей: путем голосования высшего представительного органа власти или всенародных выборов. В этом отношении Южная Осетия гораздо больше похожа на нормальное государство, чем Грузия, где всех избранных президентов свергали, а постоянные манипуляции списков почти четверти избирателей страны, позволяют устроителям выборов получить какие хочешь их результаты.
Вообще никакой демократии и, даже более, никакого сколько-нибудь прочного и стабильного государства, хотя бы с элементарным полицейским порядком, из Грузии не получается. А получается провинциальный авторитаризм в центральноамериканском стиле, имеющий постоянную и сильную тенденцию скатываться к ультранационалистической диктатуре.
К слову, нигде на постсоветском пространстве не практикуют столько военных парадов, как в Грузии, по поводу и без повода, и эта милитаристская "болезнь маршировок" под литавры отдаленно чем-то напоминает Германию 30-х годов. Но этот режим - с сильнейшим компрадорским душком, с элитой, которая направо и налево продает интересы страны. Вплоть до продажи грузинского пушечного мяса для участия в колониальных войнах своих заокеанских покровителей. И неудивительно, что эти особенности грузинской государственности не вызывают у южных осетин желания сосуществовать с этим режимом в рамках одного государства, а вызывают только решительное отторжение.
Нужно отметить, что к конфликту в Южной Осетии лишь условно применима квалификация его как проявления сепаратизма. Сепаратистски настроенная элита, как правило, из властных побуждений пытается создать отдельное государство. Как мы уже видели, южные осетины, с тех пор как добились национального самоопределения хоть в какой-то форме, всегда видели себя в составе России (в форме Советского Союза). И это обстоятельство в определенной мере компенсировало разделение осетинского народа по разным административным единицам общего государства. И, кстати сказать, если произошло определенное "привыкание" общественного мнения к разделенному существованию осетин по обе стороны Большого Кавказского хребта, но все же нужно отчетливо сознавать такое положение как вопиющую историческую несправедливость, как неудачный опыт, поставленный над единым народом в ХХ веке, которая нуждается в исправлении.
Это необходимо иметь в виду при определении вариантов будущего развития событий вокруг Южной Осетии (независимость; присоединение к России; федерализация Грузии; утрата любых форм национального самоопределения).
В настоящее время любым формам сотрудничества южных осетин с грузинскими властями мешает трагический опыт начала 90-х годов, который еще не преодолен. И не будет преодолен, пока явные проявления политики геноцида в отношении осетин, которую проводило грузинское государство и молчаливо поощряли его западные покровители, пока эти проявления не будут осуждены нынешними правителями Грузии. А ведь они и не думают отказываться от исторического наследства Гамсахурдиа-Шеварднадзе, включающего в себя попрание прав народов на национальное самоопределение, вооруженную осаду мирных городов, массовые убийства мирных жителей, массовые депортации и выдавливание по этническому признаку, сотрудничество с бандами международных террористов и многое другое.
Несмотря на громкие "добрососедские" заявления правящей элиты, в бюджете Грузии за эти годы не было ни строки для Южной Осетии, как, впрочем, и Абхазии, хотя на эмигрантское правительство последней, размещенное на проспекте Руставели, есть все же некоторые затраты. А грузинские депутаты из Абхазии вот уже 12 лет восседают с пролонгированным с первого созыва мандатом в парламенте страны. Для Южной же Осетии даже в этой чести отказано, наоборот, их изгнали.
Неплохо бы и западным государствам и межправительственным организациям, на содержании которых находится Грузия, отказаться от моральных и политических двойных стандартов в отношении политики притеснения национальных меньшинств, проводимой грузинским государством. Например, оказать давление на Грузию в целях выполнения ее обязательств перед Советом Европы по возвращению турок-месхетинцев, создающих немало проблем Кубани, на историческую родину, как это делают на Балканах, и т. д.
А пока, поощряемые своей безнаказанностью и попустительством западных стран, грузинские спецслужбы и грузинская пропаганда избрали метод провокаций в отношении народа Южной Осетии, занявшись поиском или конструированием высосанных из пальца поводов к началу агрессии против Южной Осетии.
Вообще же провокация межнациональных конфликтов является, вероятно, настоятельной внутриполитической потребностью грузинского руководства. В Грузии, как нигде в мире, есть должность госминистра по урегулированию конфликтов. Ее нынче возглавляет профессиональный режиссер Г. Хаиндрава, который часто сам режиссирует конфликтные ситуации, то на Кавказе, то в Москве. Несмотря на довольно продолжительное время пребывания у власти нынешнего руководства, в стране не решаются никакие экономические проблемы. Вся государственная политика свелась к установлению контроля центральной власти над глубоководным батумским портом, что отвечает интересам западных корпораций. Активные формы обрело и "государственное" вымогательство финансовых средств у представителей прежнего правящего клана.
Естественно, в таких сложных внутриполитических обстоятельствах новому режиму Грузии, популистскому по своей сути, во что бы то ни стало необходим внешний враг - Россия, осетины, контрабандисты, - кто угодно. Нужны антенны -раздражители, которые отвлекли бы внимание грузинского народа от никчемной и эгоистической социально-экономической политики его нового правительства, дабы он в очередной раз не разочаровался в своем выборе. Интересно только, как мудрый и трудолюбивый народ Грузии мог столько раз обмануться на забытых во всем мире нацлозунгах?
Но такое возможно только при игре в геополитические "поддавки", в которую играют с новым грузинским режимом. Поэтому и России пора бы от фабианской тактики и демонстрации слабости перейти к демонстрации силы и возможностей в отношениях с Грузией, устами своего министра обороны пригласившей НАТО в регион Большого Кавказа. Одновременно Грузия пытается изменить и мандат своей части Смешанной контрольной комиссии (СКК) и вновь по этническому признаку, предпринимая провокационные вылазки, вплоть до задержания российского транспорта в зоне конфликта.
Если же Россия повторит на Кавказе балканское головотяпство, то будет кусать потом локти, а свой южный фланг окончательно обнажит. Поэтому важно бы сейчас приостановить бряцание оружием вокруг ЮОР и заморозить нынешний статус-кво Южной Осетии. И если Югославию можно было расчленять во имя "прав человека и свободы народов", то почему Грузию всем миром надо спасать от извечной ее болезни - политической раздробленности? И как минимум - не вынудить грузинское руководство пойти на вариант федерализации Грузии, в которой неплохо себя чувствует половина развитых стран мира?
Да, Россия признает территориальную целостность Грузии, но здесь сложилась как бы ситуация родов, когда плод уже появился и обратно его не впихнуть, как и не остановить роды вообще.
Автор - член Совета Федерации от парламента Республики Северная Осетия-Алания, первый заместитель председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике, доктор экономических наук, профессор.