- Под занавес сезона в театре прошла блестящая, по мнению многих, премьера оперы Вагнера "Летучий голландец". Как вы ее оцениваете?
- Потрясающе удачная работа. Проработаны каждая роль, каждая мелочь. Были приглашены мировые звезды, и они показали настоящее мастерство, даже жалко было расставаться. Есть интересная режиссерская концепция, хотя хор с точки зрения актерского мастерства еще слаб. А ведь хор - главное действующее лицо почти всех больших опер - и вагнеровских, и русских.
- Каковы ближайшие планы оперной труппы?
- Первая премьера - "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в постановке Тимура Чхеидзе. Мы стараемся приглашать разных режиссеров и дирижеров, чтобы представить в Большом театре разные стили.
- Давно грозят закрыть основное здание на реконструкцию. Когда?
- В 2006 году на год.
- Много недоумений по поводу присутствия в труппе Николая Баскова. Как вам с ним работается?
- Никак не работается, потому что он не работает в Большом театре. Он зачислен в труппу, но когда у нас случаются встречи, он изъявлял желание что-нибуль спеть, а что конкретно, не говорил.
- Говорят, он хочет спеть Вагнера?
- Басков Вагнера хочет петь?! Он не приходил, не просил. Сейчас выбирают лучших из лучших. Мы объявляем прослушивание, приходят молодые со всей России и доказывают свое право на участие в той или иной постановке... Такие прослушивания проходят перед спектаклем, если в труппе нет ярких звезд. Так мы привлекли зарубежных певцов в "Летучий голландец". Это интересно как обмен опытом, как вливание новой крови. В начале сезона у нас пройдет концерт, где Галина Вишневская представит молодых певцов России. Талантливых - возьмем.
- Как вы оцениваете уровень нашей оперной школы?
- Школа утрачена не только у нас, но и в мире. Только в Америке еще остались педагоги, которые учат технике. Американских певцов мне часто приходится слушать, их отличает профессиональная, правильная техническая подготовка.
- Говорят, когда-то вы пожертвовали личным счастьем ради сцены?
- Для меня любовь - великое дело, но так сложилось, что пришлось пожертвовать личной жизнью ради творческой. Раньше труднее были времена. Когда начинали Образцова, Мазурок, Атлантов, Милашкина, Вишневская, Архипова, Нестеренко, был "железный занавес", и, чтобы выезжать на гастроли, приходилось все ставить на карту.
- В Москве много серьезных музыкальных театров, но на ТВ качественной музыки нет.
- В стране снижается общий уровень культуры, молодежь мы упустили. Новое поколение выросло на поп-музыке.
- Почему в Москве нет уличных оперных фестивалей, как в Питере?
- В Москве, на Красной площади, недавно давал концерт Хворостовский. Но такие концерты надо устраивать чаще, чтобы народ не забывал культуру, которая взращивалась веками. При советской власти не искусство низводилось до народа, а народ до него поднимали.
- Чем будете заниматься летом?
- Поеду в Америку. Франческа Замбелло ставит оперу Шостаковича "Нос" с участием русских и американских певцов. Я тоже принимаю участие в этой постановке. А также в оперетте Шостаковича "Москва, Черемушки". Для меня это будет эксперимент. Раз ввязалась в эту авантюру - поеду.