В новом варианте Закона вводятся ограничения на доступ иностранных граждан к месторождениям полезных ископаемых на территории России. Документ, который планируется вынести на рассмотрение Государственной Думы в последних месяцах 2004 года, определяет круг тех лиц, которые не могут являться недропользователями. К ним относятся компании, среди акционеров которых есть иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица. Кроме того, по новой редакции, российские компании с иностранным участием не смогут участвовать в конкурсах на получение новых лицензий после 1 июля 2004 года.
Поскольку экономика нашей страны до сих пор в значительной степени остается зависимой от сырьевой составляющей, эксперты не исключают, что поправки к Закону "О недрах" продиктованы во многом американской политикой в Ираке. Получив доступ к месторождениям в регионе Персидского залива, Соединенные Штаты значительно изменили расклад сил на нефтяном рынке, что отражается на интересах России. Это также способствует усилению влияния американского капитала в мире, и правительственные чиновники стремятся таким радикальным образом ограничить его возможности в нашей стране.
Что касается газовых месторождений на востоке Сибири, то они потребуют до 2020 года около 30 млрд. долларов. Вряд ли у кого-то в России найдутся такие средства.
Тем не менее, проблемы могут возникнуть у большинства отечественных нефтяников. Среди добывающих компаний только в состав "Роснефти" и "Зарубежнефти" не входят иностранные акционеры. А они играют далеко не самую главную роль в российской "нефтянке". Любопытно, что даже в составе ОАО "Газпром" есть так называемые нерезиденты. Получается, что, если поправки будут приняты в нынешнем виде, крупнейшие добывающие компании окажутся перед выбором: или расстаться с зарубежными партнерами, или забыть о новых участках.
Существует целый ряд месторождений, освоение которых требует огромных средств, которых у чисто российских компаний нет. До сих пор открытым остается вопрос о реализации ряда нефтегазовых проектов на Сахалинском шельфе. Принятие в 2003 году изменений в Закон о СРП (Соглашение о разделе продукции, разработанное специально для иностранных инвесторов) уже вынудило компанию Exxon Mobil, успевшую вложить в проект Сахалин-3 80 миллионов долларов, отказаться от своих планов. В результате проект оказался под угрозой замораживания. Обиженные представители нефтяного гиганта призвали иностранных бизнесменов внимательней отнестись к инвестициям в российскую экономику и защите своих прав. А для продолжения работ на Дальнем Востоке необходимы сотни и сотни миллионов долларов.
Что же касается перспективных газовых месторождений на востоке Сибири, то, по оценкам специалистов ОАО "Газпром", они потребуют до 2020 года около 30 миллиардов долларов. Вряд ли у кого-то в России найдутся такие средства.
В проекте поправок к Закону есть оговорка, что в исключительных случаях компании с иностранными акционерами могут получить статус недропользователей. Однако эти вопросы должны решаться на правительственном уровне. Поскольку очевидно, что российским предприятиям понадобится финансовая поддержка зарубежных партнеров, возникает опасность, что кабинет министров вынужден будет постоянно заниматься проблемами добывающих компаний. В этом случае вряд ли удастся избежать долгих заседаний и проверок, которые могут отпугнуть инвесторов, как это уже случилось с Exxon Mobil.
Еще одной причиной появления столь жесткой редакции Закона "О недрах" можно считать тот факт, что геологические запасы страны относятся к государственной тайне, поскольку являются стратегическими. По этой причине допуск к подобным сведениям иностранных граждан нежелателен. С другой стороны, информация, сопутствующая выдаче лицензии на освоение любого месторождения, содержит все необходимые данные о количестве извлекаемых ресурсов, их расположении и т.д. Кроме того, компании, особенно те, чьи акции продаются на мировом рынке, проходят обязательную сертификацию месторождения по международным стандартам. Эта информация становится достоянием общественности. До сих пор никто не заявлял, что это наносит серьезный ущерб государственным интересам.
Если эти поправки будут приняты без изменений, подобные меры вряд ли будут способствовать инвестиционной привлекательности как отдельно взятой отрасли, так и экономики в целом. В этом случае по прогнозам экспертов наиболее возможный вариант развития событий - сокращение общего объема инвестиций.
Так или иначе, поправки к Закону "О недрах" пока находятся в стадии разработки. По словам Валентина Степанкова, регулировать вопрос доступа иностранных компаний к разработке российских месторождений необходимо, однако форма этого регулирования будет еще неоднократно обсуждаться. Над этим же работают депутаты Госдумы, которые готовят свои замечания по этой проблеме.