- Взаимное признание систем сертификации уменьшит экономическую нагрузку на авиационную промышленность, - отметила Татьяна Анодина. - Сертификационные работы - дело сложное и затратное. Сейчас стоимость сертификации составляет 10-20 процентов от цены производства самолета. Естественно, если проходит двойная сертификация (а так и было до подписания договора), стоимость возрастает вдвое.
Соглашение распространяется на совместную сертификацию перспективных образцов авиационной техники, удовлетворяющих высоким международным требованиям и обладающих экспортным потенциалом. Такое решение тем более важно именно сейчас, когда российские и западные авиастроители ведут совместную разработку нового регионального самолета. Он должен быть запущен в серию в 2007 году. Естественно, соглашение по взаимному признанию сертификации ускорит работы.
Хотя со столь положительной оценкой последствий договора согласны не все. Генеральный конструктор ФГУП "Завод имени Климова" (одного из основных производителей моторов) Владимир Ширманов сказал корреспонденту "РГ", что для отечественных моторостроителей признание сертификации ЕС в России может обернуться серьезным ростом конкуренции со стороны западных коллег, которые за счет большего внутреннего спроса на свою продукцию имеют возможность выпускать двигатели большими партиями и, соответственно, с меньшей себестоимостью.
Татьяна Анодина считает, что соглашение должно положительно отразиться на экономике Петербурга, поскольку здесь производится более 80 процентов отечественных систем навигации, а также значительная часть авиамоторов.
Надо отметить, что специалисты в области сертификации давно уже говорили о том, что в авиационной промышленности российские и европейские стандарты совпадают на 90 процентов и здесь переход отечественного производства на мировые стандарты может произойти быстро и безболезненно.