На очередном пленарном заседании Госдума рассмотрела проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Согласно новому закону, земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Федеральный закон вводится в действие с 1 января 2005 года, он заменит Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
Теперь при установлении земельного налога представительные органы местного самоуправления в принимаемых нормативных правовых актах (законах) смогут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Главой определяется максимальный размер налоговой ставки, которая не может превышать 0,3 процента для земель, используемых для сельскохозяйственного производства и занятых жилым фондом, и 1,5 процента для других категорий земель.
Принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в том числе по отдельным категориям земель и (или) категориям налогоплательщиков, находится в компетенции представительных органов местного самоуправления.
При установлении земельного налога представительными органами местного самоуправления могут предусматриваться налоговые льготы. Однако учитывая, что земельный налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых главой кодекса, является ограниченным.
Новый законопроект предусматривает уменьшение налоговой базы на 10 тысяч рублей в отношении земельных участков, принадлежащих отдельным категориям физических лиц. Категория этих лиц четко прописана в пункте 5 статьи 401. Уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга).
Суммы налога и авансового платежа по налогу теперь будут исчисляться отдельно в отношении каждого земельного участка исходя из налоговой ставки и кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, являющиеся организациями и индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога, подлежащую уплате, самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, определяется налоговыми органами.
Также новый закон дает четкое определение налогоплательщика и объектов налогообложения. Налогоплательщиками признаются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, определяемые в соответствии с земельным законодательством. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта (закона), принятого представительным органом местного самоуправления (органами законодательной (представительной) власти городов Москвы и Санкт-Петербурга). Из объекта налогообложения исключаются отдельные категории земель.