Привет, старина!
Не могу не поделиться впечатлениями о родительских собраниях в израильских школах. Ощущение своеобразнейшее. Почти непередаваемое. В моей душе одновременно поселились чувства гордости и растерянности. Оказывается, такое бывает. Ведь чада мои, по словам педагогов, и умные, и добрые, и талантливые. Одна учительница даже пыталась убедить меня в том, что у моих детей вообще нет недостатков. А вот такого не бывает! И точно: когда речь конкретно зашла об учебе, то на этом месте учительские восторги исчезли напрочь. Опять же - детей не ругали. Просто педагоги заявили, что мои славные отпрыски учатся "в меру своих возможностей". Понимай как хочешь! Если же иметь в виду, что по предмету, который ведет учительница, особенно нахваливавшая моих наследников, мой сын учится совершенно неудовлетворительно, то о раздрае в моей душе говорить не приходится.
Израильская школа совсем не похожа на российскую. Израильского учителя трудно представить "наседкой" над нерадивым школьником. В то же время он готов помочь каждому ученику, отстающему в учебе и обратившемуся к нему за помощью. Тем более что любые внеклассные мероприятия оплачиваются дополнительно. Мы с женой бьемся над нерадивостью наших детей, а в школе уроков почти не задают. Если же ученик получает домашнее задание, то 10 минут ему вполне достаточно, чтобы не только выполнить, но и дважды его повторить. Такая лафа продолжается для израильского школьника до девятого класса включительно.
ОРТ - это русская аббревиатура, расшифровывающаяся как "Общество ремесленного труда".
Теперь самое время сделать небольшое пояснение. Израильская школа подразделяется на три ступени: начальная (1-6 классы), неполная средняя (7-9 классы) и средняя школа (10-12 классы). В школу идут в шестилетнем возрасте, но обязательным является предшкольный год в детском саду, где пятилетние дети обучаются элементарным навыкам и концентрации внимания во время объяснения учебного материала. На мой личный взгляд, школьные годы юного израильтянина разделены на две неравные части, ибо уровень требований в школе третьей ступени, так называемом "тихoне", не идет ни в какое сравнение с уровнем требований на низших образовательных ступенях.
Вся система "дотихонной" школы в определенном смысле малосостоятельна. У нее другие задачи. По сути, в начальной и неполной средней школе больше воспитывают, чем учат. Здесь говорят, что именно в эти годы ребенок "самовыражается" и воспринимает гуманитарные принципы демократического общества. Весьма показательно, что главное образовательное ведомство, называемое здесь "мисрад ха-хинух", по привычке в русском переводе именуется "министерством образования", хотя точный перевод этого учреждения "министерство воспитания".
Как в большинстве западных стран, девятилетка в Израиле - базисное обязательное образование. Только треть выпускников девятилеток поступает в академические "тихоны". Остальные рассредоточиваются по многочисленным профессиональным школам, которым в Израиле несть числа. Наиболее популярны школы, входящие в систему ОРТ. Интересно, что система этих школ была создана в России еще в 1880 году для социальной адаптации еврейской молодежи. Поэтому ОРТ - это русская аббревиатура, расшифровывающаяся как "Общество ремесленного труда".
История создания ОРТ напрямую связана с Россией. Поэтому не могу не сказать о них хотя бы пару слов. Инициатором создания ОРТ был известный русский физиолог, писатель и общественный деятель Николай Игнатьевич Бакст. Деньги на первые школы сети ОРТ в России и за рубежом пожертвовали известные богачи дореволюционной России - железнодорожный магнат Самуил Поляков и банкир барон Гораций Гинцбург. Большевики окончательно прихлопнули ОРТ в России в 1938 году, а до остального мира они дотянуться не смогли. Разве не поразительно, что в грозном 1941 году в Шанхае семнадцатитысячная еврейская община на свои средства открыла школу ОРТ?
В Израиле профессиональные школы (и в первую очередь ОРТ) даже более популярны, чем "тихоны", потому что, кроме академического образования, дают еще и профессию, достаточно надежную при любых жизненных перипетиях.
Старик! Могу тебе поведать о немалом удивлении, которое я испытал, расспрашивая соседских мальчишек и девчонок, коренных израильтян, о профессиях, которыми они хотели бы овладеть в будущем. Представь себе: космонавтами, пианистами, архитекторами они себя не грезят. По российским меркам, их мечты приземлены чрезвычайно. Очень многие хотят стать столярами, водителями, даже садоводами и овощеводами. Только два мальчика спят и видят себя компьютерщиками и программистами. Один из них учится в "тихоне", другой в школе сети ОРТ. И учатся они на "отлично".
Только ты не подумай, друг мой, что израильский ребенок лишен способности мечтать и фантазировать. Просто выбор профессии - дело очень серьезное. Рабочая профессия обычно гарантирует постоянный заработок. Если же ею овладеваешь в совершенстве, то о материальном положении можно не беспокоиться до конца грешной жизни, ибо и пенсия будет вполне достойная.
В "тихонах" учиться тяжело, ведь они приближены к университетам и колледжам. Неудивительно, что школьников, обучающихся на этой третьей ступени школьного образования, называют студентами. Так принято не только в Израиле. Ведь "тихонщики" нацелены на получение высшего образования. Эти ребята - народ очень серьезный.
Однажды в группе журналистов я посетил один из тель-авивских "тихонов". Директор подвел нас к двери кабинета, в котором проходил урок химии в выпускном, 12-м, классе. Дверь была особой конструкции. Наполовину в нее было вделано специальное зеркальное стекло, позволявшее наблюдать работу класса и учителя. Важно заметить, что из класса нас видеть было невозможно. Как бывшему педагогу, мне очень хотелось войти в класс и пообщаться со школьниками "вживую". "Нельзя, - сказал директор "тихона", - школьники начнут бастовать: ведь мы отнимем у них учебное время". Вот это израильский "тихон"! Согласись, что далеко не каждый подросток готов к такому самозабвенному погружению в учебу. Поэтому "тихонов" не так много в Израиле. Мне почему-то кажется, что таких серьезных детей, типа "тихонщиков", ни в одной стране не может быть много.
Выпускники всех израильских средних школ мечтают о заветном "багрyте", что, по- нашему, аттестат зрелости. Чем полновеснее "багрут", то есть чем больше в нем высших баллов по обязательным и выбранным дисциплинам, тем, соответственно, и больше шансов у того или иного выпускника поступить на выбранную специальность в университете или колледже.
Высшее образование в Израиле получают в восьми университетах, двух академиях искусств и целом ряде институтов, колледжей и учительских семинарий. Кроме того, на Земле обетованной действуют филиалы многих зарубежных университетов, в основном американских и британских. А в последнее время появились и филиалы российских вузов. Так что дорог у выпускника израильских школ много. Он может выбрать любую.