Гаражное строительство в центре Москвы
Из 169 тысяч автовладельцев, живущих в ЦАО, лишь каждый четвертый может поставить свою машину под надежную крышу. Остальные "хранят" под окнами и в "ракушках". Это не считая 120 тысяч "приезжих" машин, из которых лишь каждая пятая обеспечена парковками. Так вот, за три года 60 процентов личных авто и "транзитников" с учетом создания перехватывающих парковок за пределами округа должны найти свое место.
По словам префекта ЦАО Сергея Байдакова, если намеченные темпы удастся выдержать, то к 2010 году вполне реально выйти на 70 процентов. Между прочим, первоначально такой цифры намечалось достичь в принятой прошлой осенью гаражной программе лишь к 2020 году. В префектуре округа решили взять встречный план и сократить сроки достижения цели в два раза.
За счет чего? Земли на все не хватает. Найти место для такого количества парковок в центре, где и без того плотная застройка, множество не подлежащих сносу исторических зданий, общественно-деловых объектов, жесткое градостроительное регулирование территорий - проблема из проблем.
Выход городские власти видят в строительстве многоэтажных подземных паркингов, как в Европе, где большинство машиномест зарыто в землю. Дефицит места заставил искать и "нестандартные решения". Для новых стоянок будут использовать любые подходящие участки: территории выводимых из центра предприятий, подмостовые и подэстакадные пространства, над железнодорожными путями, автомагистралями, дорогой и тоннелями, на складских зонах.
Вплоть до спортивных и дворовых площадок. И даже за фасадами исторических зданий. Правда, памятники обещают не трогать. Понятно, что современные, из стекла и бетона многоэтажные гаражи не вписываются в исторический облик городского центра. А вот "типовая застройка из 3 - 5-этажных домов может быть использована с условием сохранения их "морфотипа" - стен, фасадов, сказал Сергей Байдаков. В качестве примера привел уже существующие в центре многоэтажные гаражи, расположенные в зданиях на Ильинке, в Голутвинской слободе.
"Ракушкам" тоже, по всей видимости, недолго осталось жить. Причем, по словам префекта, компенсация за снос не гарантируется.
Еще одно нестандартное решение предложил мэр, заявив, что в центре города гаражи "должны опускаться не только под землю, но и под воду". Мои обескураженные коллеги решили было - шутит. Оказывается, в столице и впрямь намечается строительство первой подводной парковки на 3 тысячи мест. И уже известно где - под обводным каналом, между храмом Христа Спасителя и Третьяковской галереей, на территории так называемого "Золотого острова". По некоторым сведениям, места в гараж под водой будут продаваться по 20 - 30 тысяч долларов.
Программой предусмотрено возведение различных видов гаражей. В том числе особенно актуальных для центра механизированных автостоянок, внешне напоминающих стеллажи для книг, закрытые со всех сторон. Такие паркинги не требуют много места, достаточно участка размером 10 на 10 м.
ВНИИмаш разработал модульные, легко возводимые и устанавливаемые гаражи.
Ради решения гаражной проблемы власти пошли на изменение действующих московских СанПинов и разрешили строить парковки всего в 15 - 20 метрах от дома. Раньше нельзя было ближе 50 метров. Придомовым территориям теперь позволяется вмещать от 100 до 150 машиномест, а внутриквартальным - до 500. Чтобы жители не так сильно задыхались от выделяемых автомобилями продуктами жизнедеятельности, предлагается "накрыть" паркинги новомодным вертикальным озеленением. В дальнейшем, возможно, гаражи снабдят специальными установками -сжигателями выхлопных газов. По словам зам. руководителя департамента градостроительной политики развития и реконструкции города Константина Королевского, их уже удалось внедрить аж в двух гаражах...
Пока найдено 178 участков, способных вместить 44 тысячи машиномест. Строить гаражи будут в основном за счет инвесторов и на средства самих жителей - участников программы "народный гараж", благодаря которой они смогут выкупать машиноместа по себестоимости. Если постараться, тысячи в 2 - 2,5 у.е. уложиться можно. Цены же на коммерческие "крыши" не кусают только состоятельных людей. Место в многоэтажном паркинге будет стоить от 8 до 20 тысяч долларов - в зависимости от его местоположения. Правда, к покупке крыши для своего авто может подтолкнуть принятый в первом чтении депутатами Мосгордумы законопроект "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы", который аккурат с 2008 года вводит запрет на оставление машины на улицах и во дворах. За неправильную парковку будут штрафовать. Каждый раз по 5 МРОТ, денег не напасешься.
Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов предложил материально простимулировать граждан, продумав механизм специальных субсидий и субвенций, а инвесторов поделиться частью прибыли со своего сверхдоходного бизнеса. Кстати, в Мосгордуме разрабатывается проект закона о взимании платы с коммерческих структур за использование земель общего пользования, что должно подстегнуть их к строительству автостоянок возле своих офисов.
Столичный мэр ратует за внедрение в жизнь каждого автомобиля системы навигации. "Если водитель сможет, глядя на дисплей, выбирать оптимальный маршрут, то напряжение на дорогах снизится". Так что смело приплюсовывайте к стоимости гаража 2 тысячи "зеленых" за самую простенькую модель спутникового автонавигатора - и в путь!
Даже если все получится и программа будет реализована, все равно до полного гаражного счастья в ЦАО не будет хватать трети гаражей. То есть из каждых десяти машин только три будут иметь крышу над головой. А остальные куда девать? Впрочем, сейчас только 11 процентов московских автовладельцев имеют места в современных гаражах. Оригинальный способ справиться с неукротимым ростом автомобилизации, за которым не поспевает гаражное строительство столицы, предложил мэр - доплачивать семьям, которые еще не обзавелись авто. На сей раз он пошутил. Хотя мысль интересная.
Кстати, в Москве открылась телефонная "горячая линия", дозвонившись на которую вы можете задать вопросы, связанные с городской программой "Народный гараж":
203-95-23. Звонить с 10 до 18 часов по будним дням.