Столицу вычеркнут из бюджета?

Одна из точек зрения, которая приводится в пользу этого решения: Москва и так с жиру бесится. Содержательно эту позицию подкрепляет директор департамента Минфина РФ Антон Силуанов. По его мнению, Москва, будучи столицей, притягивает к себе деньги инвесторов из других регионов, здесь сосредоточено большое количество центральных офисов различных коммерческих компаний. В результате столица получает дополнительные налоговые доходы, которые перевешивают расходы на столичные обязанности. В общем, не мешало бы ей поделиться лишним жирком с другими, худосочными территориями.

Но что такое столичные функции? Это расходы на ремонт дорог федерального значения, покрытие убытков предприятиям городского общественного транспорта, потери, связанные со строительством жилья для федеральных учреждений, их уборку и эксплуатацию, затраты на ликвидацию последствий всяких ЧП, в том числе и терактов. Ту же, не отмененную пока компенсацию льгот федеральным чиновникам. И еще многое-многое другое.

Как заявила корреспонденту "РГ" руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, "если отменят федеральную субвенцию на выполнение столичных функций, то Москве невольно придется сокращать некоторые программы развития, инвестиционные программы". Вполне возможно, считает она, это отрицательно скажется и на выполнении городом социальных программ. Но городские власти "ни при каких условиях не перестанут обслуживать такие федеральные объекты, как Александровский и Ботанический сады, Васильевский спуск, не могут перестать следить за состоянием федеральных дорог, инфраструктуры зданий, где располагаются федеральные ведомства. Столица должна оставаться красивым и ухоженным городом".

В свою очередь депутат Госдумы (бывший депутат МГД) Галина Хованская считает, что отмена субвенций противоречит Конституции, в которой сказано, что Москва - столица РФ. А раз так, то за ней сохраняются столичные функции, и они должны финансироваться. "Федеральный бюджет и без того хронически недодавал необходимых денег, но хоть какие-то суммы мы буквально выцарапывали, теперь же хотят лишить и их. Думаю, что если внесенные изменения будут приняты, хуже станет самой федеральной власти, принадлежащим ей объектам. Москва, по-моему, доказала, кто лучший хозяин". Галина Хованская, как и другие депутаты, представляющие московское "лобби" в Госдуме, а также им "сочувствующие", уже подготовили ко второму чтению, назначенному на второе августа, свои поправки, оставляющие в силе федеральные субвенции Москве и Московской области.

"Если кто-то считает, что выполнение столичных функций приносит Москве большие деньги, и если их у нее отнять и поделиться с регионами, тот глубоко ошибается, - комментирует готовящиеся новации председатель МГД Владимир Платонов. - Я не знаю ни одного субъекта Федерации, способного выдержать дополнительную нагрузку на свой бюджет. Выполнение столичных функций почетно, но все-таки бремя".

Наша справка:

В 1996 году на исполнение столичных функций Москва запросила у минфина 15,7 млрд. руб. Получила 2,6 млрд.
В 1997-м - запрашивали 11,4 млрд. руб. Дали 2,4 млрд.
В 1998-м необходимо было 14,6 млрд. руб. Выделили 0,14 млрд. руб. Правда, частично денежные средства компенсировали акциями.
В 1999 году запрашивали 14,4 млрд. руб. Вместо денег выдали акции на сумму 3 млрд. руб.
В 2000 году запрашивали 14,4 млрд. руб. Исполнение - 0. Такая же картина в 2001 году.
2003 год стал исключением: минфин перечислил Москве 6 млрд. руб. живых денег. Правда, из городского бюджета было потрачено в 2 раза больше.
В этом году запрошены 11,47 млрд. руб. Обещана субвенция в 3,3 млрд. руб. в виде акций. Пока не получено ни копейки.