Топор – это, как не раз подтверждала история, не только лучшее средство от головной боли и низкокалорийный продукт, который ни одну кашу не испортит, но и повод для серьезного праздника. День топора – своего отца и кормильца – отметили жители поселка Новый Некоуз. Это, конечно, не значит, что местные обитатели кровожадные разбойники. Просто все, кто селился с давних времен на берегу реки Сить, были потомственными мастерами по деревообработке. Оттого и к топору относятся особо. Трепетно. Топор здесь чествуют уже четвертый год, приурочивая событие к дню поселка (последнему нынче исполнилось 75 лет). Именно в этот день можно отведать каши из топора по особому рецепту, насладиться «топорными» танцами и оказаться осыпанным салютом из… щепок. В рискованное карнавальное действо ввязалась и корреспондент «РГ».
Объявление, прочитанное автором этих строк на здании администрации сельского главы, вызывало в воображении не самые радужные картины: «Внимание, 24 июля состоится конкурс на лучшую кашу из топора. Кашу и рецепты приносить на стадион с 11 до 14 часов». Правда, как оказалось, сварить кашу не поленились лишь четыре хозяйки. Может, поэтому и конкурсный столик с завлекательной табличкой «Каша из топора» скромно ютился возле эстрады. Однако ж из четырех горшков ни одной топорной рукоятки не торчало. При чтении рецептов, прилагавшихся к горшочкам с кашей, выяснилось, что топор, по всей видимости, понадобился лишь одной хозяйке, которая варила кашу с говядиной. Другие обошлись вегетарианскими рецептами, сдабривая свои каши курагой да свежими ягодами с огорода. Не потому ли главный ингредиент положить и забыли?
Кашу по сказочному рецепту приготовила местная жительница Ксения Воробьева, назвавшая свое творение «Завтрак для любимого мужа». В процессе приготовления был задействован и сам топор, вымоченный в квасе, и утренняя роса, и свежевыжатая слеза. Правда, на вид и вкус магическое варево оказалось тем, что принято называть «овсянка, сэр!». Только некоузскому сэру помимо самой полезной каши еще предлагалось съесть «анатомический» портрет своей супруги в виде сердечка из клубничек в черничной рамочке.
Возможно, низкий интерес населения к каше был еще вызван и шашлычным смогом, заполнявшим стадион – эпицентр празднования. Посему не второстепенным аттракционом являлись здесь шашлыки и крепкие напитки. Представители сильного пола, культурно сидя за столиками в клубах едкого дыма от жаровен, с удовольствием пили «за хороший праздник», который, как выяснилось, является единственной отдушиной в буднях местного населения.
Главную опасность для гуляющих представлял паровозик, переделанный из трактора, с двумя прицепами с крытым верхом. Проезд на тарахтящем транспорте по ухабистому полю стоил тридцать рублей и пользовался большим успехом у местных жителей, причем даже не самого младшего возраста. Конкуренцию паровозику составлял лишь малыш пони.
Из аттракционов для подрастающего поколения предлагалась некоузская разновидность «чертова колеса», которое, правда, по своей концепции и размерам было ближе к беличьему и ориентировалось на публику лет до восьми.
Здесь же рядышком местные плотники-умельцы рубили часовню. Сруб был уже практически готов, не хватало только крыши да защитного покрытия для древесины. Маленький сосновый храм отвезут в Красное Село на реку Сить, где, по преданию, умер великий князь Юрий Всеволодович. А пока зарубку на срубе сделал главный столяр Ярославской области губернатор Анатолий Лисицын, который именно с этой профессии начинал свою карьеру.
Анатолий Иванович наглядно продемонстрировал, что «помнят руки», и давал всем желающим мастер-классы по столярному мастерству. Подаренным ему сувенирным топором от местного умельца Лисицын несколькими ударами ловко заострил кол. В то время как местный глава Сергей Королев, заметно отстававший в плотницких навыках от старшего коллеги, лишь обиженно ссылался на низкое качество сувенирного топора.
Кстати, на прощание губернатор пообещал со следующего года узаконить соревнования для столяров и плотников и привлечь к участию мастеров со всей области. А жители Некоуза до ночного салюта из щепок, то бишь фейерверка, гуляли, танцевали «топорные» танцы, слушали песни местной самодеятельности и жалели о том, что такой праздник бывает только раз в году.