Рост 164 см, обхват груди – 135, бедер – 180, а талии – 100! И смотрится она обворожительно, а на ощупь такая гладкая, что не хочется убирать руку, приятно скользящую по лаковому покрытию... бересты. Ах, какая женщина! Ни сучка, ни задоринки, ни гвоздика, швов не найдешь. Даром, что лица и рук нет, а ноги совсем не длинные. Зато подразумевается, что именно эти бедра родили, а эта грудь вскормила прародителей всего цивилизованного человечества.
Венеру Великосольскую (она же Берестяная баба) сваяла семья художников и народных умельцев Романовых из села Некрасовское, что под Ярославлем. Осенью архаическая красавица уедет насовсем в стокгольмскую галерею Parareal Gallery. Пока же Венера стоит в прихожей дома старшего сына Романовых, Юрия, и пугает в темноте своим одухотворенным силуэтом хозяина дома, который, хоть и соседствует с ней не первый месяц, а все вздрагивает, принимая за непрошеного гостя.
Клонируем Венеру!
В семье Романовых все художники – глава семейства Владимир, его супруга Серафима, дочь – студентка пятого курса отделения декораторов ярославской театралки Анжелика и сын Юрий со своими домочадцами: женой Натальей и шестилетней дочкой Маринкой.
Рабочие материалы мастеров – глина и береста. Все члены семьи исключительно самоучки. Даже Наташа, ранее осознававшая свое бухгалтерское призвание, под влиянием мужа глубоко втянулась в творческий процесс, отодвинув дебит с кредитом на второй план. Маленькая Маринка тоже вовсю ваяет скульптуры из красной глины – на которой, собственно, и стоит поселок Некрасовское.
Слава к Романовым пришла в 1993 году, когда они впервые выставили свои глиняные карикатуры на тему жизни русской деревни в ярославском выставочном зале Союза художников. После этого их скульптурки обросли страстной армией почитателей. Последовали областные, всероссийские, международные и заграничные выставки.
Именно на международной выставке Романовы познакомились с хозяином галереи Parareal Gallery Геннадием Калиниченко (между прочим, несмотря на недвусмысленность имени – коренным шведом). Он заинтересовался берестяными картинами Романовых и предложил главе семейства сделать скульптуру из бересты. У него для таких экспериментов был готов целый проект – «Гиперборея», посвященный зарождению жизни на планете. Это новое направление в изобразительном искусстве, представленное живописью и скульптурой. Калиниченко решил, что скульптура должна быть непременно берестяной, инкрустированной металлом и камнями.
Сначала благодаря усилиям Романовых появилось насекомое среднего человеческого роста с туловищем из бересты, к которому весь комплект прочих частей тела и органов чувств сделали художники питерской «Мухинки» из металлических сплавов и камней. Следующими обитателями «земли до начала времен» стали три двухметровые берестяные улитки, которые, как и вышеназванное насекомое, уже внушают архаический трепет посетителям стокгольмской галереи Калиниченко.
Теперь Венера доводится до окончательного совершенства и готовится к отбытию. Но как жалко семье с ней расставаться! Она успела стать практически членом семьи. Посему решили Романовы ее «клонировать», правда, теперь уже не на спонсорские вливания, а за свой счет. Ибо берестяная скульптура очень затратный вид искусства.
Дом Романовых
Дом Романовых уже давно считают музеем, хоть он мало чем отличается от обычного частного дома, который уж никак ни коттеджем, ни особняком не назовешь. Да и все музейные ценности сконцентрировались в одной из трех комнат, по сути своей и габаритам больше напоминающей кладовку. Здесь представлен весь глиняный трагикомический эпос из жизни российской деревни от рождения до смерти, с его маленькими радостями, большими праздниками и грустью. Гигантская Снегурочка с простодушной улыбкой и кустодиевскими формами, на которых трещит по швам нарядная телогрейка, держит на руках щуплого Деда Мороза. Серия глиняных кошек – маленьких и больших.
Глиняные игрушки представлены в таком широком ассортименте, что все попросту не перечислишь. Они везде – на полках, на полу, стоят стройными тесными рядами и колоннами. Хранятся в коробках. Со стен из берестяных дупел грустно смотрят черно-белые нимфы-дриады.
Здесь же берестяные картины, собранные Владимиром вместе с женой Серафимой и самой природой. Картины складываются как бы сами собой из кусочков бересты, как пазлы. На создание одной такой картины уходит 3 – 4 года. Обычно собирается параллельно несколько разных картин, но в итоге у Романовых обязательно получается православный пейзаж – с русской природой и церквушкой.
Здесь же, в «кладовой» стопкой лежат картины Анжелики Романовой. Если большинство глиняных приколов из жизни русской деревни – дело ее рук и фантазии, то картины Анжелика начала писать совсем недавно, и весь ее вернисаж состоит всего из четырех десятков работ, зато каких! Своей откровенной непосредственностью и грустной ироничностью лично у меня они ассоциируются с картинами Пиросманишвили. В мире Анжелики обитают грустные смешные девушки, похожие на монахинь, с толстыми носами и узкими, расположенными почему-то вдоль носа глазами. Девушки в черном дружат с кошками и оплакивают погибших птиц. Но есть и веселые картины типа деревенских свиданий, на которые приходят не только парни и девушки, но еще маленькие собачки и кошки.
Такая скотина нужна самому
Вот такие несметные сокровища хранятся в маленькой комнатке. К слову, романовскими экспонатами могут похвастаться многие известные наши соотечественники.
Население и пейзажи романовского мира есть буквально у всех руководителей областных и районных администраций не только земли ярославской, но и соседствующих с ней губерний. Ирина Хакамада на какой-то столичной выставке очень «запала» на глиняные скульптурки и тут же обзавелась несколькими. Прописались на постоянное место жительства шедевры ярославских умельцев у Михаила Касьянова и у президента Армении. Берестяные пейзажи Романовых есть даже у президента РФ Владимира Путина и Патриарха всея Руси Алексия Второго. У Валентины Терешковой хранится коллекция глиняных персонажей. Не будем здесь перечислять артистов, художников, политиков и культурных деятелей, у кого на полке обосновались веселые и простодушные жители романовской деревни – места не хватит. Работы Романовых есть в частных коллекциях за границей. А один швейцарский коллекционер полностью оформил свой охотничий домик их работами.
Однако умельцы расстаются не со всеми своими игрушками. Как-то приезжал к ним крутой заграничный коллекционер, в запасниках которого есть работы, написанные рукой самого Рембрандта. Чуть ли не на коленях стоял – выпрашивал глиняную корову. Романовы остались непреклонны: дескать, такая скотина нужна самому. Любят они эту свою корову. Привыкли – и точка. Так и не поняв загадочное русское упрямство, коллекционер уехал крайне расстроенный.
Трудно представить, что в тесной «кладовке» Романовых за год бывает 3 – 5 тысяч туристов, ибо всякую приличную делегацию, проезжающую по Костромской дороге, знающие люди обязательно завозят к местной достопримечательности. Легендарный дом, практически ежедневно выдерживающий натиск иностранных и почетных посетителей, совсем крохотный, кроме того, находится в состоянии постоянного ремонта. Крыльцо до сих пор недостроено, по причине чего недавно с него навернулся заместитель главы соседней областной администрации. Счастливый, он выносил из романовского дома гору подарков, оступился и, что называется, был таков. Бедный чиновник так боялся разбить сувениры, что весь удар принял на себя. В итоге пришлось его экстренно везти в ближайший медпункт и вправлять позвоночник.
Владимир Романов всерьез опасается, что однажды какая-нибудь группа туристов провалится к нему в подвал. Потому что, сколько ни разбивай делегации на группы по 10 – 12 человек, все туристы все равно оказываются внутри дома, потому что заходить-то туда заходят, а обратно выходить не желают. И порой целая тонна гостей держится на совершенно условной опоре, под которой – три метра пустоты: под домом яма, выкопанная по всему его периметру.
Магия места
Эта яма должна стать музейным помещением, которое находчивые умельцы строили для своей богатой коллекции. Пока рыли подземелье, обнаружили в глине древние морские камни с известковыми отпечатками улиток, кораллов, морских звезд и водорослей. По всей видимости, здесь, в некрасовских солях, раньше находилось морское побережье. Будет несправедливо ни слова не сказать об огороде Романовых, которому позавидовал бы даже спец по ландшафтному дизайну. На две трети огород состоит из альпийских горок, малых и великих, как следствие привычки главы семьи тащить домой понравившиеся булыжники. Живым забором романовскому огороду служит местная речка Солоница, на берегу которой растут березки, маленькие кедры, сосенки. Однажды делегация итальянских студентов-художников здесь целый день вдохновенно рисовала и лепила, а потом жарила шашлыки. Тем паче, что Романовы очень любят гостей, которых всегда потчуют мариноваными грибами и домашним вином.
Кстати, несколько лет назад, занимаясь в огороде, они отрыли массу керамических черепков – на том месте, где стоит их дом, раньше была ремесленная мастерская по изготовлению глиняной посуды.
Видимо, это место веками мистически определяет род занятий своих обитателей, накладывая на них обязанность радовать себя творчеством, а окружающих – его результатами.