Помощник президента о реформе госслужбы

- Виктор Петрович, какие задачи решает Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"?

- Закон стал очередным шагом в реформировании госслужбы, которое осуществляется поэтапно начиная с ноября 2000 года. Необходимость такого реформирования обусловлена не только проведением административной реформы и социально-экономических преобразований, не только потребностью совершенствования государственного управления в целом. Одну из главных ролей сыграло и неудовлетворительное состояние государственной службы.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с фактами, свидетельствующими об общем снижении профессионального уровня госслужащих, с высокой текучестью и старением кадров, незаинтересованностью квалифицированных специалистов идти на работу в госструктуры, слабой управляемостью государственного аппарата, подверженностью его коррупции.

- Разве закон, придуманный самими чиновниками, в состоянии решить все эти проблемы, особенно те, которые касаются коррупции?

- Реформа государственного аппарата не является реформой, которую чиновники проводят для себя, любимых. Повышение эффективности госслужбы должно проводиться для того, чтобы развивалось гражданское общество, укреплялось государство, в том числе и за счет повышения доверия граждан к органам госвласти.

В свою очередь, государственные органы должны улучшать качество оказываемых населению услуг. В конце концов, от эффективности госслужбы зависит и то, насколько рационально используются государственные ресурсы.

- Но пока в рамках реформы госслужбы был принят только рамочный Закон "О системе госслужбы РФ", а второй из пакета законопроектов, подписанный недавно президентом, еще не успел заработать.

- Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" вступит в силу по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования, правда, для некоторых его статей предусмотрен особый порядок вступления в силу. Однако многое в направлении реформирования госслужбы уже делается.

В рамках мероприятий по оптимизации структуры и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти примерно на 20 процентов сокращена численность работников центральных аппаратов федеральных министерств.

Приняты решения о совершенствовании системы оплаты труда государственных служащих, позволяющие дифференцированно подходить к вопросам оплаты труда, предоставления социальных гарантий. Все это должно повысить привлекательность госслужбы, стимулировать приток на нее молодых, образованных и амбициозных людей. Но одновременно с повышением зарплаты чиновникам должна усиливаться ответственность должностных лиц, расти спрос за качество работы по оказанию государственных услуг.

- Недавно Владимир Путин сформировал комиссию по совершенствованию госуправления. Какие задачи стоят перед возглавляемой вами рабочей группой по реформированию госслужбы, созданной при комиссии?

- Президент считает реформирование государственной службы приоритетным направлением в области государственного строительства. Имеющиеся в настоящее время политические, экономические и социальные предпосылки для реформирования государственной службы позволяют ускорить создание ее нормативно-правовой базы, выработку организационных решений, увеличить бюджетное финансирование.

- В обществе, как правило, негативно относятся даже к разговорам об увеличении финансирования чиновников...

- Согласно опросам общественного мнения, отношение в обществе к государственным служащим меняется в лучшую сторону.

- Идеологию реформы государственной службы определила "Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации", утвержденная президентом еще в 2001 году. Изменилось ли за эти годы видение, как реформировать госслужбу?

- В рамках реализации концепции в 2002 году указом президента была утверждена Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации", рассчитанная на 2003-2005 годы. Она закладывает основы для создания законодательной базы, совершенствования деятельности государственных органов. Большую роль играет и то, что программа стимулирует открытость государственной службы, внедрение новых информационных технологий на государственной службе, а также улучшение качества подготовки, отбора и продвижения кадров.

Одновременно с повышением зарплаты чиновникам должна усиливаться ответственность.

В том же году был принят и другой важный документ - указ президента "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Указ закрепил не только конкретные правовые нормы, связанные со служебной деятельность чиновников, но и обозначил нравственные границы, которые госслужащий нарушать не должен. В отличие от практики предыдущих лет документ не содержит перечень санкций за нарушения, не является "уголовным кодексом" для чиновников, а задает нравственные ориентиры служебного поведения госслужащих.

В рамках той же программы был разработан и в 2003 году принят Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", который определил правовые и организационные основы системы государственной службы, заложил предпосылки для создания единой системы государственной службы, включая гражданскую, правоохранительную, военную, а также разделил уровни службы на федеральную и субъектов Федерации.

Вступление в силу этого закона "потянуло" за собой разработку проектов других федеральных законов: "О правоохранительной службе", "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", "О муниципальной службе", законопроект о государственной гражданской службе. Кстати, когда его рассматривали в Госдуме, поступило более 350 поправок из регионов. То есть интерес к реформированию госслужбы проявлял не только центр, но и субъекты Федерации.

Новый закон по своей сути является "трудовым кодексом" для российских чиновников. Закон переводит регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, в область административно-служебного права, не вступая при этом в противоречие с нормами трудового права. В этом заключается одна из важнейших новелл принятого законодательного акта.

- Кого можно согласно закону отнести к госслужащим?

- Не все работники бюджетной сферы являются госслужащими, а только те, которые наделены властно-распорядительными, управленческими функциями. Например, ни учителя средних школ, ни профессора, ни преподаватели университетов, ни врачи не являются госслужащими.

Кроме того, согласно Конституции местное самоуправление самостоятельно, поэтому муниципальная служба не входит в состав госслужбы. С помощью нового закона и будет обеспечиваться взаимосвязь государственной и муниципальной служб.

- Какие новации содержатся в законе?

- Их довольно много. Гражданская служба станет видом госслужбы по обеспечению полномочий Российской Федерации или ее субъекта. При этом полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта осуществляют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности, либо их представители. Вместо имеющихся двух учреждаются четыре новые категории должностей государственной гражданской службы: "руководители", "помощники" ("советники"), "специалисты" и "обеспечивающие специалисты". Это позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии. Шире станут применяться процедуры конкурсного отбора чиновников. Основной формой соглашения о приеме на работу станет служебный контракт. При этом срочные служебные контракты коснутся преимущественно руководителей, их заместителей и помощников. Для повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей вводится должностной регламент. Он включает в себя квалификационные требования, перечень вопросов, по которым чиновник вправе самостоятельно принимать решения, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям. Каждые три года чиновник должен будет пройти аттестацию.

Вместо квалификационных разрядов устанавливаются классные чины, причем присвоение чина будет осуществляться по результатам квалификационного экзамена персонально. Гражданским служащим при условии уведомления нанимателя разрешается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к конфликту интересов.

Предложен механизм разрешения возможных конфликтов государственных и личных интересов на государственной службе, включающий образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов.

- Как в законе решается проблема коррупции?

- Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера будут представляться в кадровую службу государственных органов. Также вводится ограничение после увольнения с гражданской службы. Бывший чиновник в течение двух лет не может замещать должности в организациях, если он имел отношение к функциям управления этих организаций в рамках госслужбы.

- Чем будете "заманивать" на госслужбу?

- Во-первых, вводится новый порядок оплаты с учетом эффективности деятельности государственного органа, материальное и моральное поощрение за безупречную и эффективную службу. Во-вторых, для привлечения на госслужбу специалистов из числа выпускников вузов предусмотрена возможность заключения договора между представителем госслужбы, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

В-третьих, в законе впервые оговаривается возможность направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку не реже одного раза в три года.

Подготовил отдел политики.