Уже в далеком 1997 году государство решило начать реформировать запутанную систему имущественных налогов. Но не во всей стране и сразу, а в двух регионах, которые сами вызвались реформироваться. Посыл первый: все имущественные налоги (на землю, на сооружения, на сделки с имуществом) заменяются одним - налогом на недвижимость. Посыл второй: его ставку определяют сами местные органы власти, а все доходы идут в областную казну. Посыл третий: ставка налога исчисляется от рыночной стоимости имущества. В том, что посылы эти верные, пока мало кто усомнился, поскольку с тех пор власть только и говорила, что о "формировании единого имущественного комплекса земля - сооружение", и о том, что "имущественные доходы должны составлять львиную долю поступлений местных бюджетов". Однако несмотря на эти заклинания, а также на то, что с 1997 года утекло много воды, почти ничего этого ни в Твери, ни в Великом Новгороде не случилось. Более того, сопротивление продлению этого эксперимента (а его продлевают уже во второй раз) и в Думе, и, особенно, в Совете Федерации было ощутимым: сенаторы - так те вообще говорили, что затея провалилась.
Уже в 1998 году выяснилось, что такое базовое дело, как перепись имущества и формирование этого самого "единого имущественного комплекса" - дело трудное, а для отдельно взятых субъектов РФ, пожалуй, даже и неподъемное. И если в Новгороде налоговый реестр местная Дума приняла еще в декабре 1998 года, то в Твери старое Законодательное собрание не успело, новое избрали только в начале 1999-го, когда эксперимент формально не действовал (его продлили в конце этого года), а когда закон снова заработал, оказалось, что реестр устарел. Поэтому налог на недвижимость в Твери так и не появился, и несколько экспериментаторских лет оказались пущены псу под хвост. Кроме того, быстро выяснилось, что под ударом нового налога оказывается промышленность с ее колоссальными площадями и большими зданиями, а магазины, норма прибыли которых ниже, чем у промышленников, напротив, получают послабления. Промышленники взроптали. Задумались и местные власти: а выгодно ли нам, что резко возрастает налоговая нагрузка на предприятия, на эти "дойные коровы", которые начинают хитрить, использовать "серые схемы", в том числе занижая рыночную стоимость своего имущества.
После того как закон в конце 1999 года продлили, а его концепцию доработали, с января 2000 года новый налог наконец заработал в Великом Новгороде. В том году платить его смогли (в силу того, что так называемые полные права собственности, должным образом зарегистрированные, были не у всех) всего 10 предприятий, а в 2003 году - уже 40. Спрос на недвижимость возрос, как и цены на нее. В 2003 году тамошняя Дума решила постепенно подключать к новому налогу и физических лиц, но только тех, кто владеет и землей, и строениями, а не, скажем, жителей многоквартирных домов. Что касается Твери, то отставание от Великого Новгорода продолжало накапливаться, и в полной мере механизм там так и не заработал. В итоге эксперты поняли, что два налога будут сосуществовать еще довольно долго, поскольку ни власть, ни владельцы имущества не готовы разом перейти на новые отношения.
Пожалуй, самый больной вопрос, который обнажил эксперимент: что делать с физическими лицами? С одной стороны, когда предприятия стонут от высоких налогов, собственники квартир отделываются символическими суммами, причем налоговые поступления от "физиков" иногда даже не покрывают затрат на сбор. С другой - сама власть не может разобраться с землей под многоквартирными домами, чтобы этих самых "физиков" обложить по полной. С третьей - а потянут ли, и не обернется ли это для местных властей новыми, в том числе социальными проблемами? В то же время эксперимент оказался хорош уже хотя бы тем, что власти худо-бедно провели имущественную ревизию (скажем, в несколько раз "выросло" число гаражей).
Тем не менее после борьбы эксперимент продлили. Как заявил замглавы думского Комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин, власти, пойдя на этот шаг, извлекли кое-какие уроки и для себя. По его словам, именно федеральные органы должны создать методику рыночной оценки недвижимости вместе с порядком обжалования этой оценки, если собственник недоволен. Они же должны обеспечить координацию между разными ведомствами, ответственными за имущество, землю и налоги. И еще: необходимо провести наконец разграничения земель между федеральными, областными и муниципальными. Но, как показывает опыт, еще придется подождать.
Очень показательно, что если, по нашей информации, в Великом Новгороде весть о продлении эксперимента восприняли с радостью, то в Твери источник в недавно сменившемся областном правительстве сказал корреспонденту "РГ" так:
- Все это затевала прежняя команда, и я не думаю, что кто-то из новой команды будет комментировать все это.
Вот такой непростой и, специально подчеркнем для тверчан, федеральный закон.