- Люди штурмуют кассы, и тут слышат, что появляются некие частные поезда - и дальнего следования, и электрички. Естественно, они волнуются: а что это такое, как быть с льготами, обеспечит ли частник безопасность и четкий график или частный вагон застрянет где-нибудь на запасном пути, пропуская всех...
- Начну издалека - как мы вообще "дошли до жизни такой", что у нас появились частные поезда. С октября, когда появилась компания "Российские железные дороги", ей в собственность передали все поезда, принадлежавшие раньше МПС. Получилось так, что РЖД владеет и рельсами, и вагонами.
Понятно, что это только "стартовое состояние", компанию надо реформировать. Предусматривается создание отдельной "пригородной" компании и отдельной же "пассажирской" компании. Все электрички - в одну фирму, все пассажирские поезда - в другую. Почему их решили отсечь в первую очередь, понятно: возить пассажиров - дело убыточное.
И получалось так, что те, кто возит грузы, платят за то, чтобы РЖД могло бы возить людей к родственникам или к морю. Это нонсенс. Хорошо, а как выживут эти отдельные "человеческие" компании, коли это убыточно? Решили дать шанс попробовать бизнесу - есть надежда, что он справится. Не все из тех, кому мы это предложили, согласились. Согласилась одна компания, которая является акционером Тверского вагоностроительного завода. Их логика была такая: раз мы производим вагоны, попробуем себя и в перевозке людей. Но в целом в России пока не нашлось крупной компании, которая могла бы прийти в этот бизнес.
Уже ясно, что выгодно возить людей в хороших вагонах. Чтобы мест всем хватило, чтобы кресла были, как в самолетах, телевизор в вагонах. И все это имеет смысл делать на таких направлениях, как Москва - Рязань или Москва - Калуга и Москва - Ярославль. Куда самолеты не летают.
- Вот этот инвестор пришел с вагоном и готов возить людей. Но кому платить за использование рельсов и какое время в графике ему дадут?
- Крайне принципиальные вопросы. Инвестор со своим вагоном приходит в РЖД, и тут начинается конкуренция. Вот вам электричка отправлением в 23 часа, на месте будете в 3 часа ночи. Кто поедет, пусть даже с комфортом? Это как в авиации, когда московские аэропорты конкурируют за время доступа к воздуху. Ну что ж, будут конкурировать, драться. Чем больше будет конкуренции, тем больше выиграет пассажир.
Теперь о плате за инфраструктуру. Оказывается, регулировать плату за проезд в пригородном поезде будут губернаторы. Раньше МПС устанавливал цены и на электричку, и на пассажирский поезд. Сейчас тариф на электрички - у губернаторов.
В свою очередь железнодорожники, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля, стали создавать с губерниями совместные транспортные компании, первая появилась в Новосибирске. И эта компания в кои-то веки перестала быть убыточной, сработала хотя бы в ноль. Я говорил с губернатором - да, он помогает этой компании. Тем не менее это шанс, что электрички выберутся из ямы убыточности, "глубина" которой составляет 30 миллиардов рублей в год.
Но я не думаю, что высоких показателей доходности частники будут добиваться за счет пассажиров. Есть базовая стоимость проезда, установленная губернатором вместе с ОАО "РЖД". Если частник слишком загнет цену, в его вагоны просто никто не сядет. Другое дело, что он, несколько повышая стоимость проезда, может резко увеличить качество. Скорость, комфорт... Тут уж пассажир сам решает, что ему важнее, подешевле или покомфортнее.
- Но как быть с льготниками?
- Посмотрите: примерно половина людей, которые едут в электричке, за проезд не платят: льготы. РЖД и губернатор могут дотировать "свои" электрички. А частник не пойдет в тот бизнес, где люди не платят за его услуги. Решения этой коллизии пока нет, ждем, что скажет Госдума - как раз во вторник она обсуждала этот вопрос.
- Это электрички, но появились уже и частные поезда дальнего следования.
- Там идут те же процессы, но подводных камней поменьше: если человек едет на поезде, он или сам заплатил за билет, или за него заплатили, скажем, минобороны или МВД. Вы знаете, не надо бояться частных перевозчиков, их надо приветствовать, потому что конкуренция подстегнет и качество перевозок, и качество вагонов.
- Конкретный вопрос от пенсионерки Валентины Васильевны в связи с отменой льгот и заменой их денежными компенсациями: неужели действительно можно будет за 40 рублей 4 раза в месяц доехать от Москвы до Обнинска Калужской области и обратно?
- Да, это не обман. Я уже говорил, что раньше за льготников в электричках вообще ничего и никто не платил. 40 рублей, конечно, цифра символическая, ну пусть хоть столько, чтобы можно было хоть что-то инвестировать в строительство вагонов. За 40 рублей неограниченное количество раз в месяц человек доедет до любой пригородной зоны, причем на любой территории - и в Москве, и во Владивостоке, и в Санкт-Петербурге. Не все понимают, что этот билет будет действителен не только для своей территории, а для всей страны. Чтобы льготник, когда приехал из Москвы в Хабаровск, пересаживаясь на пригородный, не покупал билет, не бегал, пересаживаясь с поезда на электричку, в поисках кассы пригородных поездов. По-моему, это очень удобно.
Полный текст беседы читайте в одном из ближайших номеров.