Потеряв подмосковную прописку в Раменском районе, фестиваль рассчитывал по полной развернуться в недалекой глубинке - сцену сделали шире, поле отгородили побольше. Судя по высказываниям организаторов, готовили большущий рок-пикник вдали от шума городского, с купанием и музыкой в качестве десерта. Но среднерусской романтики отведать так и не удалось - живописные берега Волги оказались огорожены глухим забором, а потрясающий вид (площадка находилась на выдающемся в реку полуострове) открывался лишь с узеньких пригорков. Настроение зрителям испортила сильнейшая гроза с градом, пронесшаяся над фестивалем и оставившая на поле распутицу и лужи циклопических размеров.
"Нашествие" по своим внешним признакам, в том числе - впервые - благодаря качественным звуку и свету, встало на одну линейку со знаменитыми британскими Редингом и Гластонберри: как и в Англии, основное занятие публики на этих фестивалях - питие пива и сопутствующий досуг.
За два года, в течение которых организаторы фестиваля были разлучены со своей публикой (как уже писала "РГ", в прошлом году фестиваль был перенесен в эфирную студию "Нашего радио" в связи с опасностью терактов и по ряду других причин), публика сильно изменилась. На заметку социологу - аудитория "Нашествия" теперь одинаково спокойно реагирует на появление на сцене групп разной степени известности: уровень теплоты приема стало легче измерять не децибелами рева десятков тысяч глоток, а тем, подпевает ли песне зрительский хор. По этой шкале чемпионами можно было бы признать группы "Кипелов", "Звери" и "Сплин". Последние, кстати, выступали вдвоем: то ли для соблюдения акустической аскезы, которой подверг себя коллектив в последний год, то ли у упорных слухов о роспуске коллектива действительно появилась почва. К сожалению, из-за постоянства набора участников репертуар многих известных артистов стал слишком хорошо знаком публике, и даже хорошее техническое обеспечение не позволяло выскочить им из бесконечного "дня сурка": из года в год одни и те же поют одно и то же, и даже новые песни звучат так, как будто у них истек срок давности. Казалось бы, на этом фоне должно повезти всем дебютантам большой сцены "Нашествия": группам "Ломо", "Люмен", "Чебоза", "Уматурман". Ан нет - выломиться из общего, набившего оскомину группового портрета удалось лишь некоторым: совершенно замечательно выступили не слишком известные регги-группа "Гонджа", а также проект "Ковчег" во главе с ветераном московского андеграунда Ольгой Арефьевой. Ее выступление вполне может претендовать на необъявляемое звание лучшего на фестивале.
Впрочем, куда более хитовым и менее утомительным вышел второй день "Нашествия". Даже очередной проливной дождь на этот раз только развеселил публику. Дорогой акустического рока вслед за "Сплином" отправился "Мумий-Тролль". Знаменитый квартет уселся кучкой на огромной сцене для довольно интимного исполнения программы с последнего альбома, аккуратно смешанный со старыми хитами. Передвижной театр группы "Ногу свело" не выносил на сцену новых песен; вместо этого на подиум вынесли надувной бассейн, куда Максим Покровский пригласил искупаться всех желающих. Над забором фестиваля проплывали трубы кораблей, салютовавших "Нашествию" протяжными гудками. А самым громким музыкальным событием фестиваля стал необъявленный бенефис Вячеслава Бутусова и двух его составов: нынешнего "Ю-Питера" и возродившегося на один день легендарного "Наутилуса" - многие зрители приехали в Эммаус специально ради этого выступления.
По неофициальным данным, "Нашествие" теперь намерено прописаться на берегах Волги; говорят, что следующий фестиваль пройдет здесь же, в Эммаусе. Однако первый блин получился немного комом, по крайней мере в организационной части, - по словам опрошенных корреспондентом "РГ" жителей Эммауса, на входе на фестиваль была давка, из толпы звучали предложения "поднажать", смести охрану и прорваться на поле, а до отказа заполненный промежуток между кассами и входом на фестиваль оставался "терророопасным": никакого досмотра до входных рамок не производилось, несмотря на скопление большого количества людей. Немного удивили слова местного милицейского начальника, сказанные им на пресс-конференции: "Сотрудникам милиции предписано не вмешиваться в мелкие стычки, происходящие на поле. Поймите, молодежь по природе агрессивна и эгоистична".
"Нашествие" получилось странным и многоликим: не сходя с места можно было видеть артиста, признающегося в любви "такому количеству замечательных людей" со сцены, прямо перед ней - омоновцев, охаживающих ботинками не вяжущего лыка полуголого человека (который пять минут назад неистово дрался), а в пятидесяти метрах от этой сцены - суши-бар (!), в котором музыканты и публика побогаче могли наблюдать процесс приготовления своего экзотического угощения. И здесь же - бойцов внутренних войск, "стреляющих" у проходящих мимо деньги на недешевое пиво. В паре километров от поля и в стороне от толпы жители поселка мирно купались в Волге и жарили шашлыки и слушали музыку. Бесплатно.