Президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо признал, что цены на нефть находятся на "умопомрачительном" уровне. Введенный странами картеля весной 2000 года механизм регулирования мировых цен на нефть в настоящих условиях бездействует.
Картель добывает 30 миллионов баррелей в день. При этом, по словам его президента, объем может быть увеличен в случае надобности на 1-1,5 миллиона баррелей. Хотя цена нефти при этом вряд ли серьезно понизится.
Казалось бы, нам только радоваться надо, ведь наш бюджет всецело зависит от экспорта энергоносителей. Однако все большее число аналитиков высказывают тревогу по поводу роста нефтяных цен.
Так, президент Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник полагает, что рост цен на энергосырье может быть полезен для нашей экономики не более трех лет, далее начинается привыкание, которое чревато деградацией. По его мнению, мы плохо используем преимущества нынешнего положения.
"Еще недавно мы опасались, что цена упадет ниже 20 долларов за баррель, - сказал Юрий Шафраник в интервью радиостанции "Эхо Москвы", - а сейчас для нас уже будет страшным ударом, если цена полгода будет стоять на уровне ниже 30 долларов за баррель".
На вопрос о том, почему наряду с ростом доходов от продажи нефти растет цена на бензин, Шафраник ответил: "Цена сейчас на бензин - это своеобразная плата тому, что мы убрали из нефтедобычи. А крупные нефтедобытчики ориентируются исключительно на мировые цены. В Америке лишь 42 процента нефти добывают крупные корпорации, вся остальная добыча распределена между 8 тысячами мелких компаний".
Разработчики новой высокой шкалы пошлин отмечали, что ее реализация позволит стабилизировать внутренний рынок нефтепродуктов, однако большинство экспертов сходится на том, что высокие пошлины проблему не решат. Дополнительные деньги ведь никто не собирается перекидывать на дотирование бензина. Каков же будет механизм регулирования?
Чиновники говорят о том, что можно будет снизить единый социальный налог, и таким образом у людей появятся средства на оплату более дорогого бензина. Однако, по мнению экспертов, связь между ростом цен на горючее и ростом доходов населения весьма сложна, и может получиться так, что снижение налога, наоборот, спровоцирует еще больший рост цен на бензин.
Специалисты отмечают, что увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании, по замыслу авторов, должна сократить вывоз нефти и нефтепродуктов за рубеж, а стало быть, их будет больше продаваться внутри страны, что приведет к снижению цен. Аналитики полагают, однако, что нефтяники могут взвинтить и не увеличивать производство для внутреннего спроса, а просто-напросто взвинтить внутренние цены, чтобы восполнить потери от сокращения экспорта.
При этом есть опасения, что изменения в шкале пошлин не только не приведут к увеличению производства бензина, но даже стимулируют его экспорт. Ранее экспортная пошлина на нефтепродукты составляла 90 процентов от пошлин на сырую нефть, а теперь только 65 процентов.
В общем, пока все сходится к тому, что бензин дешеветь не будет при любом раскладе. Говорят, что для нефтяных корпораций выручка от продажи горючего внутри страны - это капля в море, из-за нее они не станут ссориться с государством, но нельзя забывать, что помимо них на рынке есть и другие игроки, в частности, нефтеперерабатывающие заводы, для которых высокая цена на бензин - это залог процветания, и они не преминут воспользоваться ростом цен на бензин на мировых рынках. Причем в качестве аргумента они будут приводить цены в Европе, где бензин стоит много дороже, чем у нас, и словом не обмолвятся о том, что в США горючее дешевле, чем в России.
Между тем дорогое горючее уже сказывается на уровне инфляции. Как заявил на заседании правительства губернатор Липецкой области Олег Королев, из-за резкого роста цен на горючее только за последнюю неделю цена тонны зерна повысилась на 1 тыс. рублей - с 3600 до 4600 рублей. И пока не будет заторможен рост цен ГСМ, цена на зернопродукты будет расти, что в конечном результате приведет к росту цен практически на все продовольственные товары, сказал он.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, анализируя экономическое развитие страны за полгода, отметил, что самые высокие темпы роста цен были отмечены там, где "есть подозрение в картельных соглашениях". К этим отраслям относится и нефтепереработка. Как считает Артемьев, деятельность такого рода "ведет к росту расходов населения, снижению темпов развития в смежных отраслях". Игорь Артемьев предложил ввести штрафные санкции в отношении монополий, завышающих цены на свою продукцию. По его мнению, штрафные санкции против монополистов помогут бороться и с ростом инфляции.
При этом правительство главные надежды на стабилизацию цен на горючее по-прежнему связывает с новыми пошлинами. "Экспортные пошлины на нефтепродукты - единственный инструмент регулирования цен на внутреннем рынке", - заявил глава министерства экономического развития и торговли Герман Греф.