Мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление «О первоочередных мерах по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте гостиницы «Россия». Таким образом грандиозный гостиничный комплекс на Варварке приговорен к сносу.
В 1967 году, когда «Россию» построили, ей принято было гордиться. Во-первых, как самым большим отелем мира, что было засвидетельствовано в «Книге рекордов Гиннеса». Во-вторых, как образцом соединения старой и новой Москвы, поскольку древние храмы и боярские палаты, сохранившиеся в Зарядье, на фоне нового огромного здания смотрелись «жемчужинами». Правда, с этим утверждением москвичи не были согласны — махина новой «России» мало кому нравилась, и древние здания она явно подавляла. По иронии судьбы главным архитектором гостиницы был Дмитрий Чечулин, автор не только двух московских высоток — на Котельнической набережной, и гостиницы «Пекин» — но и большой пропагандист идеи высотного строительства. На месте, где выросла «Россия», должна была быть построена по проекту Чечулина, еще одна, восьмая, московская высотка. Но государственная политика в области архитектуры с приходом к власти Хрущева, призвала бороться с архитектурными излишествами и вместо советских небоскребов требовала возводить бесхитростные приземистые «кубы».
«Россия», занимающая целый квартал у стен Кремля, конечно не так дорога глазу и сердцу московского жителя, как гостиница «Москва», демонтаж которой сейчас как раз закончился. И может быть, не стоило бы о ней жалеть, если бы не угроза сноса и реконструкции других столичных построек советского периода — универмага «Детский мир» и гостиницы «Пекин». Эти здания, как и «Россия», прожили для архитектурного сооружения катастрофически короткую жизнь, они, можно сказать, умирают молодыми. А с ними уходит в прошлое Москва, к которой мы привыкли, та городская среда, которая и кажется москвичам родным городом. Понятно ради чего это делается — земля в центре столицы очень дорога, и на нее всегда найдутся инвесторы, готовые возвести новые гостиничные корпуса повышенной звездности. Но никакая новая архитектура, а пока Москва не может похвастаться свежими архитектурными шедеврам, не может заменить исторического города, а советский период русской архитектуры уже ушел в историю.