Постановление о сносе гостиницы "Россия"

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление «О первоочередных мерах по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте гостиницы «Россия». Таким образом грандиозный гостиничный комплекс на Варварке приговорен к сносу.

В 1967 году, когда «Россию» построили, ей принято было гордиться. Во-первых, как самым большим отелем мира, что было засвидетельствовано в «Книге рекордов Гиннеса». Во-вторых, как образцом соединения старой и новой Москвы, поскольку древние храмы и боярские палаты, сохранившиеся в Зарядье, на фоне нового огромного здания смотрелись «жемчужинами». Правда, с этим утверждением москвичи не были согласны — махина новой «России» мало кому нравилась, и древние здания она явно подавляла. По иронии судьбы главным архитектором гостиницы был Дмитрий Чечулин, автор не только двух московских высоток — на Котельнической набережной, и гостиницы «Пекин» — но и большой пропагандист идеи высотного строительства. На месте, где выросла «Россия», должна была быть построена по проекту Чечулина, еще одна, восьмая, московская высотка. Но государственная политика в области архитектуры с приходом к власти Хрущева, призвала бороться с архитектурными излишествами и вместо советских небоскребов требовала возводить бесхитростные приземистые «кубы».

«Россия», занимающая целый квартал у стен Кремля, конечно не так дорога глазу и сердцу московского жителя, как гостиница «Москва», демонтаж которой сейчас как раз закончился. И может быть, не стоило бы о ней жалеть, если бы не угроза сноса и реконструкции других столичных построек советского периода — универмага «Детский мир» и гостиницы «Пекин». Эти здания, как и «Россия», прожили для архитектурного сооружения катастрофически короткую жизнь, они, можно сказать, умирают молодыми. А с ними уходит в прошлое Москва, к которой мы привыкли, та городская среда, которая и кажется москвичам родным городом. Понятно ради чего это делается — земля в центре столицы очень дорога, и на нее всегда найдутся инвесторы, готовые возвести новые гостиничные корпуса повышенной звездности. Но никакая новая архитектура, а пока Москва не может похвастаться свежими архитектурными шедеврам, не может заменить исторического города, а советский период русской архитектуры уже ушел в историю.