Год назад на Московском авиакосмическом салоне внимание посетителей привлек необычный экспонат по имени "Скарабей". "РГ" писала тогда и об этом летательном аппарате, и о его создателе - молодом пятигорском конструкторе Александре Бегаке.
Официально "Скарабей" значится в категории "паралет" - то есть вроде бы летающий аппарат, но и не вертолет, и не самолет. Сам Александр свое детище определяет следующим образом: "Речь фактически идет о новом виде транспорта. Это и аэромобиль - на колесах бегает достаточно быстро. Это и аэросани, это и... не знаю, как назвать... В общем, может садиться на воду и передвигаться по ней. Кто-то уже придумал такое определение - бегалет. Дело здесь не только в моей фамилии, а в том, что аппарат и бегает, и летает".
При расходе топлива 3,5 - 4,5 литра в час бензобак аппарата емкостью 96 литров обеспечивает 30 часов беспрерывного пребывания в воздухе. Передвигается он в паре с прикрепленным к "Скарабею" парашютом со скоростью 50 - 60 км/ч. Но молодой конструктор предусмотрел и крепление к аппарату жесткого крыла, которое превращает его уже в разновидность сверхлегкого самолета и обеспечивает скорость до 140 км/ч. "Скарабей" прост и дешев в эксплуатации, для разбега и посадки ему достаточно 15 метров, но может и садиться, как парашютист, в указанную точку. Еще и безопасен - даже 75 процентов поражения крыла не мешает достаточно плавному спуску без какого-либо риска разбиться. По сути это полноценный самолет, все системы и экипаж которого размещаются в обтекаемой мотокапсуле из стеклопластика и титана. В создании аппарата консультативное участие принимали специалисты Росавиакосмоса. Радиоэлектронное оборудование включает в себя спутниковую систему навигации, которая обеспечивает безопасный полет даже в ночное время.
Ниша подобных летательных аппаратов сверхлегкой авиации практически пуста. На "Скарабее" удобно и эффективно проводить, скажем, мониторинг экологической обстановки. Заинтересовались аппаратом и люди из "Газпрома" - для контроля и обслуживания газопроводов. Да мало ли кому он еще может пригодиться - МЧС, ГИБДД, пожарным службам, "скорой помощи"... Пока же "Скарабей" готовится к реализации двух проектов.
Первый из них, посвященный, кстати, 100-летию Валерия Чкалова, - установление мирового рекорда на выигрыш высоты. В 20-х числах августа Бегак на своем аппарате попытается подняться на высоту 4000 и 6000 метров в районе Пятигорска, а потом совершит перелет с московского аэродрома "Тушино" на площадку в районе Воробьевых Гор и, превратив "Скарабей" в аэромобиль, проедет по маршруту Воробьевы Горы - Красная площадь.
А в ноябре "Скарабей" примет участие в первом в истории России трансконтинентальном перелете "Москва - Южный полюс - Москва", также приуроченном к 100-летию практической авиации и юбилею Валерия Чкалова. Весь ход экспедиции будет транслироваться по российскому телевидению, поскольку самолет Ан-12, осуществляющий перелет, будет оснащен специальным спутниковым оборудованием. Общая протяженность маршрута, пролегающего через Кению и ЮАР, составит около 40 000 километров.
Самолет совершит облет полюса на малой высоте, затем после набора высоты будет совершен первый прыжок российского парашютиста на южную вершину планеты. И там же, на Южном полюсе, запланированы полеты на тепловом воздушном шаре и на "Скарабее". А Александр Бегак, по решению штаба трансконтинентального перелета, возглавит команду российских путешественников.