Продюсер награжденного фильма Сергей Члиянц выглядел польщенным и обрадованным. Он, как водится в подобных случаях, кланялся, благодарил и наконец опробовал награду в деле, то есть сел на нее. Было видно, что человеку хорошо.
"Бумер", надо сказать, в значительной степени уменьшил просвет между одним и другим признаниями. Его оценил массовый зритель, а серьезная критика обратила внимание на ряд художественных достоинств картины.
Помимо премьеры награды, день открытия ознаменовался еще двумя премьерами. Сначала была показана новая мультипликационная лента Гарри Бардина - "Чуча-3", а затем Рената Литвинова представила свой режиссерский дебют "Богиня".
"Чуча-3" - это очередная фантазия известного мультипликатора на музыкальную тему. На сей раз на тему "Кармен" Бизе - но не только. Это еще и фантазия на тему Проспера Мериме, сюжет которого заметно травестирован и трансформирован: нежность в душе ребенка взяла верх над ревностью и всех примирила.
"Богиня" Ренаты Литвиновой - картина о взрослом человеке, душа которого - потемки. Эту картину уже давно ждали. Год назад на Выборгском фестивале Литвинова представила свой проект вчерне. Выглядел он интригующим - не менее любопытным вышел и сам фильм. Равно как и раздражающим, однако спорить о нем будут критики, но не зрители. Он станет желанным гостем фестивалей, но едва ли сможет побороться за лидерство в кинопрокате в 2004 году. Сейчас можно поделиться лишь первыми впечатлениями и ощущениями.
Криминальная история о похищенном ребеночке в отместку за нечаянно раздавленную собаченочку, едва начавшись, тонет в сновидениях следователя Фаины, заслоняется прочими уголовными сюжетами, теряется в мистических закоулках подсознания героини.
Шапка с именами исполнителей написана как бы от руки - неровно и нервно. Последний титр - многократно растиражированная фамилия автора сценария, исполнительницы главной роли, продюсера и режиссера - Литвинова. Расписана она во всю ширь экрана сверху донизу, от края и до края. Отсюда предчувствие, что истинный сюжет - сама Рената Литвинова, вернее, тот образ, тот миф, который она создала вне предлагаемого фильма и задолго до него.
Литвинова - это такой артефакт, самоценный и самодовлеющий: сосуд ломкий красоты, который дарован этому грубому и жестокому миру. Мотив "не от мира сего" доминирует в этом мифе. Как он создавался и формировался - отдельная тема. Но сегодня совершенно очевидно, что если кто из режиссеров приглашает Ренату Литвинову в свой фильм, то приглашает ее не в качестве актрисы, а в качестве образа, который примеряется на ту или иную житейскую коллизию, ситуацию.
Примеряется, как шляпка, как шарфик, как бижутерия, дорогая или дешевая, фальшивая или доподлинная.
Ее и в телевидение на роль ведущей позвали как артефакт, где она прикладывала уже к себе бижутерию, шляпки, шарфики. Собственно, известная пародия Максима Галкина окончательно удостоверила статус и явление под названием "Рената Литвинова". А рефрен "как страшно жить" имеет уже непосредственное отношение к фильму "Богиня". Похоже, создательница мифа о себе рискнула разрушить его. А может, напротив, его усложнить, расширить и углубить с помощью талантливых артистов Виктора Сухорукова, Максима Суханова, Константина Хабенского при непосредственном участии певицы Земфиры.
Кто-то может считать, что хозяйка этого фильма в отчаянии разбила собственное зазеркалье. Кто-то сочтет, что она его разбила и отстроила, заставив сиять свое имя заново.
Фильм кончается не с последними кадрами, а с последними титрами, идущими под пение Земфиры. В титрах - посвящение родителям самой Литвиновой, к которому со своими посвящениями присоединяются другие участники картины, к которым уже мысленно смогут присоединиться кинозрители.
Или не смогут.