Малый бизнес оставили без фонда

"Нужны, - твердо отвечает сотням предпринимателей, обрывающих телефоны в Думе, ОПОРЕ и других организаций, имеющих отношение к защите интересов малого бизнеса, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина.

По ее словам, тучи вокруг малого бизнеса в последнее время действительно сгустились. И то что в рамках обсуждения закона о замене льгот его судьба решалась наравне с судьбами инвалидов, ветеранов и блокадников, говорит о многом. Во всяком случае, первоначально уже с 1 января 2005 года Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" предполагалось полностью отменить. По мнению его противников, он просто дублировал Налоговый и Бюджетный кодексы. К тому же с принятием Бюджетного кодекса деятельность этого фонда вообще стала нелигитимной.

Что касается упразднения с 1 января 2005 года Федерального фонда, то, по словам Паниной, это "жертва небольшая". За время своего существования он полностью дискредитировал себя, раздавая и без того мизерные кредиты только "своим", простым же смертным дорожка к ним была перекрыта. Другое дело - упразднение самого Закона о господдержке, а вместе с ним такого понятия, как субъекты малого предпринимательства.

"Отмену этого понятия, - говорит Панина, - большинство чиновников восприняли бы как сигнал к тотальному прессингу малых предприятий".

"Кроме того, если бы малый бизнес перестал быть субъектом права, - продолжает Панина, - к нему был бы уже неприменим заявительный порядок регистрации, упрощенные схемы налогообложения, во многом зависящие от численности персонала малых предприятий. То есть возникла бы полная неразбериха".

В результате принятый почти 10 лет назад Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" удалось отстоять.

Правда, "вымарав" из документа ряд статей, в том числе и статью о деятельности Федерального фонда поддержки, депутаты, тем не менее, оставили "в законе" сотни региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства, которые продолжат свою деятельность в соответствии с местными законодательствами. Это, по мнению Паниной, большой плюс. Зная, что "наверху" Закон о господдержке малых предприятий оставили в покое, местные власти, охотно поддерживающие "своих", тоже более-менее успокоились. Известно, что в российских городах и весях сегодня существует огромное количество локальных программ поддержки "малышей", и теперь они уже точно не будут свернуты.

Предполагается, что к осенней сессии правительство внесет в Госдуму проект нового федерального закона "О малом предпринимательстве". В настоящее время, по словам Елены Паниной, уже создана рабочая группа по подготовке законопроекта. В нее вошли депутаты, представители Торгово-промышленной палаты, общественного объединения предпринимателей "ОПОРА", различных региональных бизнес-сообществ, сотрудники минэкономразвития. Закон планируется принять до конца 2004-го с тем, чтобы он не только закрепил позиции малого бизнеса в стране, но и открыл для него новую страницу. Причем речь идет не о предоставлении каких-либо преференций и льгот, уточнила Панина, а о создании таких комфортных законодательных условий, при которых малый бизнес мог бы самостоятельно расти и процветать.

Собственно об этом он и мечтал многие годы. Чтобы по три-четыре раза на дню не терзали контролеры. Чтобы не канючили взятки чиновники. Чтобы не чинили препятствий при выдаче кредитов и в процессе налоговых проверок. Чтобы в конце концов сами предприниматели не выглядели в глазах государства этакими "уклонистами" от налогов.

Новый закон о малом предпринимательстве автоматически отменит старый. А для создания "благоприятных условий", по словам Паниной, потребуется принять ряд поправок в "сопутствующие" законы, в целом же предложить на рассмотрение законодателям внушительный законодательный пакет.

В частности, готовятся поправки в законы, регулирующие банковскую деятельность и деятельность кредитных организаций типа обществ взаимного кредитования и кредитных кооперативов. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс, устанавливающие ответственность чиновников за коррупцию и административные барьеры. Налоговый кодекс, по словам Паниной, также потребует уточнений по срокам камеральных проверок. Как известно, для изучения налоговых тонкостей за пределами фирмы налоговики сегодня изымают бухгалтерскую документацию, затягивая свои камеральные проверки на полгода и более.

Отдельного обсуждения потребует и вопрос об аренде и выкупе малыми предприятиями производственных площадей. Планируется предусмотреть преимущественное право внеконкурсного выкупа арендуемых помещений, которые в течение трех лет использовались малыми предприятиями в производственной деятельности.

Елена Панина также не исключила того, что с принятием нового закона о малом бизнесе в стране появится ряд федеральных целевых программ по его поддержке. В приоритете - поддержка малых инновационных предприятий.

Кроме того, по замыслу разработчиков в законе предполагается заново дать определение малому бизнесу, разбив его по трем категориям. Мелкий семейный бизнес - до 10 человек, куда войдут ремесленники и индивидуальные предприниматели. Малый бизнес - численностью от 50 до 100 работающих. И средний бизнес - до 200 человек. В зависимости от численности будут оговорены объемы оборотов и соответственно рассчитываться налоги с тех или иных предприятий.

"Пора перейти от плача по малому бизнесу, который сегодня объединил миллионы людей самого трудоспособного возраста, к его реальной поддержке в разных нишах рынка", - заключила Елена Панина.

Досье "РГ"

В России насчитывается 800 тысяч малых предприятий в сфере услуг, торговли, производства. Из ста заново созданных малых предприятий на Западе выживают 10-15, в России - 4-5.