Водителей обяжут иметь подушки безопасности

Последствия такого резкого решения просчитать несложно. Это значит, что через два с небольшим года с конвейеров российских автозаводов не сойдет ни одна машина без таких дорогостоящих опций. А еще это значит, что магазинная цена даже простеньких "Жигулей" вырастет минимум на 25 тысяч рублей - по самому оптимистическому прогнозу. Следуя логике столь радикального намерения, придется соответственно прикрыть путь в Россию всем иномаркам - и новым, и поезженным, - если они не оснащены подушкой и АБС. Всем, кто планирует обзавестись недорогим автомобилем, стоит начать копить дополнительную сумму. Доплату за безопасность. Именно заботой о нашей жизни и здоровье мотивировал административное новшество глава надзорной службы.

- Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет 35 тысяч человек, - прокомментировал свое заявление Александр Нерадько, - и государство обязано вмешаться и попытаться переломить ситуацию.

Для сравнения, во Франции, где количество автомобилей на душу населения значительно выше, чем в России, аварии на дорогах ежегодно уносят около 8 тысяч жизней. Больше гибнет лишь в США, где эта цифра достигла 100 тысяч.

По словам главы службы, 7 тысяч человек можно было бы спасти, оснастив автомобили средствами пассивной безопасности. Как сохранить оставшиеся 28 тысяч жизней, Нерадько не сказал. Он лишь посетовал на пресловутый "человеческий фактор", отметив, что 80 процентов аварий происходит из-за ошибок водителей.

- В наших автошколах не анализируют закономерности ДТП и не учат поведению в экстремальных ситуациях, - развил свою мысль глава Ространснадзора, - а между тем разработок в этой области много, и их надо использовать.

Россия далеко не единственная страна, где средства пассивной безопасности на автотранспорте собираются насаждать в принудительном порядке. В США уже действует закон, обязывающий автопроизводителей устанавливать на всех новых автомобилях фронтальные воздушные подушки. Более того, начиная с 2010 года американские машины в обязательном порядке обзаведутся и боковыми подушками безопасности. Предстоящая модернизация оценивается автопроизводителями в 5 миллиардов долларов, которые, естественно, будут компенсированы за счет покупателей.

Как минимум одна подушка безопасности - в руле - давно уже входит в базовую комплектацию европейских автомобилей. Исключение составляют лишь страны, некогда входившие в братский лагерь социализма. На Западе даже есть специальная наука - аксидентология, которая занимается изучением аварий, их причин и последствий.

У нас же подушка и АБС до сих пор являются опцией, за которую нужно платить отдельно. При этом уровень безопасности отечественных автомобилей давно уже стал притчей во языцех. Автору этих строк приходилось попадать в аварии, причем как на продукте Волжского автозавода, так и иномарке. Поверьте на слово, разница есть, и существенная. Так что подушка на руле и АБС родным "жигулям" и "волгам" явно не помешает. Другой разговор, что сама конструкция большинства российских автомобилей, которые до сих пор сходят с конвейеров заводов, в случае серьезной аварии превращает их в гробы на колесах. Чего стоят "газели", переоборудованные в маршрутные такси, которые шныряют со скоростью гоночных болидов по улицам наших городов. Каждое серьезное ДТП с участием маршруток превращается в большую трагедию. Тем не менее службы надзора на транспорте так и не решилось разобраться с ними.

И по команде сверху эту проблему не решить. Проще закрыть предприятия и прекратить выпуск машин-убийц, чего российское автолобби не допустит ни при каких обстоятельствах.

Сколько бы ни стоило оснащение наших автомобилей пассивными системами безопасности, платить за это придется конечному потребителю, то есть нам с вами. Чтобы понимать о каких цифрах идет речь, обратимся к уже сформировавшемуся предложению. Сегодня российский автомобиль с подушкой и АБС почти на 800 долларов дороже машины без дополнительного оборудования. Многие ли готовы выложить за безопасность такие деньги? Практика показывает, что случаи единичны. Тот, кто может позволить себе подобные "опции", как правило, ездит на иномарке.

Изменит ли введение мер пассивной безопасности в приказном порядке смертоносную статистику на дорогах? Можно посомневаться. Ведь речь идет о новых машинах с конвейера, а это всего четыре с небольшим процента российского автостада.

Зато в чем сомневаться не стоит - автомобили подорожают. Причем в этот раз - в приказном порядке и по инициативе чиновников.

Конструктивно не готовы, но ставить можем

компетентно

Сергей Зубриський,  заместитель начальника отдела главного управления ГИБДД МВД РФ:

- Конструктивно к такому нововведению готова только "Волга" последней модификации. Производителям "Жигулей" еще надо совершенствовать свои модели, прежде чем ставить там подушки безопасности. И потом надо сначала улучшить конструкции ремней безопасности и повысить ответственность водителей и пассажиров, которые не пристегиваются во время движения машины. Без них подушки безопасности не спасут водителя от травмы или гибели в случае аварии.

Есть проблемы и с безопасностью поездки в микроавтобусах марки "Газель". Если взять общее количество пострадавших пассажиров при авариях в автобусах - оно составляет 12 процентов, а в маршрутках - 76 процентов.

прямая речь

Владимир Губа, главный конструктор Автоваза:

Что касается АБС, то принципиальная возможность установки на автомобили "десятого" семейства существует. Однако массовый потребитель еще не готов к таким новшествам на "десятках". Стоимость комплекта АБС около 600 евро. АвтоВАЗом была закуплена партия в 1000 штук, из которых лишь 200 было установлено на автомобили, причем большинство - в испытательных целях. Потребительская активность в этом направлении находится пока на низком уровне. Если говорить об автовладельцах, желающих оборудовать АБС свою "десятку", то, например, один из крупных дилеров АвтоВАЗа за прошедший год установил всего 2 комплекта.

Стоимость подушки безопасности - в пределах 250-300 евро. Вопрос установки подушек на автомобили "десятого" семейства прорабатывается, и уже к концу 2004 года такие "десятки" будут выпущены. Для новых моделей - LADA KALINA и "семидесятки" - предусмотрены две подушки безопасности. Они будут устанавливаться на конвейере в конце 2005 года.

экспертиза

Леонид Голованов, редактор журнала "Авторевю":

Мы проводили краш-тесты почти всех российских легковых автомобилей и некоторых иномарок. Оснащать старые модели подушками безопасности без коренной переработки конструкции кузова бессмысленно.

Так, при фронтальном столкновении "УАЗа", "Оды" и "ГАЗа-3110" руль уходит в сторону. То есть подушка, даже если она и сработает, не защитит голову.

Доработка этих машин требует крупных капиталовложений, что, естественно, приведет к их существенному подоражанию и сделает их неконкурентоспособными.

Другое дело - автомобили "ВАЗ" десятого семейства. Волжский автозавод уделяет большое внимание вопросу пассивной безопасности и планирует оснащать свои машины подушками.

Досье "РГ"

На 1 января 2004 года автопарк страны насчитывал более 31,5 миллиона транспортных средств, из которых 29 миллионов - легковушки.

В лидерах по-прежнему вазовская "классика" - 7 миллионов машин. Следом идут "Москвичи", их сводные братья "Ижи" и переднеприводные "ВАЗы".

Общее количество зарегистрированных иномарок - более четырех миллионов. Причем треть из них - истребители "шестисотых" - легендарные "Запорожцы". Число "полноценных" иномарок (как новых, так и дышащих на ладан) - около 2 миллионов.