Вот поэтому-то законодательство о банкротстве кредитных организаций и должно быть нацелено на как можно более раннее начало ликвидационных процедур и максимальное сокращение сроков их проведения. Промедление ведет к "размыванию" имущества банка, за счет которого кредиторы могут получить хотя бы часть причитающихся им средств к их экономическим потерям из-за длительных выплат. Достаточно сказать, что выплаты при существующем конкурсном производстве банков редко доходят до кредиторов - юридических лиц, составляющих большинство по сумме требований, а размер расходов на ведение конкурсного производства часто превышает платежи кредиторам.
Публикуемый в сегодняшнем номере закон "О внесении поправок в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" как раз преследует две цели: ускорение процедуры банкротства и обеспечение прозрачности действий конкурсного управляющего, повышение уровня ответственности за его действия. Необходимо выделить несколько ключевых моментов.
1. Прежде всего срок неплатежеспособности банка, истечение которого может инициировать дело о банкротстве, сокращен с одного месяца до 14 дней. В числе процедур банкротства оставлено лишь конкурсное производство. Существовавшая до этого процедура наблюдения, дублирующая действия временной администрации, исключена. Это сокращает начало расчетов с кредиторами примерно на 2 месяца.
2. Логично упрощена процедура судебного рассмотрения дела о банкротстве. В частности, предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ, не проводится; проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве; недобросовестное использование права на оспаривание отзыва у банка лицензии утрачивает "пресекательное" значение для судьбы дела о банкротстве. Выгода для кредиторов от этого очевидна: они станут получать свои деньги быстрее еще на 4-5 месяцев.
3. Существенные изменения коснулись фигуры конкурсного управляющего. Отныне им может быть не только арбитражный управляющий (физическое лицо), соответствующий требованиям, установленным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Агентство будет осуществлять конкурсное производство в банках, привлекавших вклады населения, по всем так называемым "отсутствующим" кредитным организациям, где нет сведений о местонахождении руководства банка или его имуществе, а также по любым банкам в случае освобождения или отстранения в ходе конкурсного производства "обычного" арбитражного управляющего.
Мировой опыт показывает, что введение в процесс банкротства кредитных организаций фигуры "корпоративного ликвидатора", которым является публичная некоммерческая организация, не связанная частными интересами с кредиторами (что имеет место в случаях, когда конкурсным управляющим назначается физическое лицо - индивидуальный предприниматель), будет способствовать не только ускорению процедуры банкротства, но также и повышению эффективности. Принцип "равноудаления" кредиторов от хода конкурсного производства является принципиально важным для защиты тысяч мелких и средних клиентов банков и обеспечения действительно справедливых расчетов.
4. Введен упрощенный порядок установления требований кредиторов: в ходе конкурсного производства они устанавливаются не арбитражным судом (как в настоящее время), а конкурсным управляющим. Но в случае обжалования кредитором результатов рассмотрения конкурсным управляющим соответствующих требований таковые устанавливаются исключительно арбитражным судом. Такая конструкция убирает "тромб" из десятков тысяч дел об установлении требований из системы арбитражных судов, позволяя там рассматривать действительно спорные вопросы.
Одновременно следует учитывать, что подготовительная работа к установлению требований кредиторов может начаться уже на стадии деятельности в банке временной администрации, которая вправе рассматривать такие требования и вносить их в реестр требований кредиторов. Все это нацелено на то, чтобы сократить объем работы по установлению требований на этапе конкурсного производства и ускорить расчеты с кредиторами.
5. Усилен контроль за действиями конкурсного управляющего. Отныне его действия должны быть максимально прозрачными для арбитражного суда, кредиторов и Банка России. Это достигнуто за счет увеличения числа и объема публикаций о ходе конкурсного производства, которые он обязан осуществить.
И еще о прозрачности. Законом заметно расширены возможности получения кредиторами у конкурсного управляющего интересующей их информации, в том числе о сделках кредитной организации, судебных актах по делу о банкротстве, публикуемых сведениях о конкурсном производстве. Предусмотрена возможность проверки Банком России деятельности конкурсного управляющего. Впервые введен институт сметы текущих расходов, в соответствии с которой должны осуществляться все затраты на проведение конкурсного производства.
6. Введен жесткий срок для созыва первого собрания кредиторов кредитной организации: не позднее 90 дней со дня открытии конкурсного производства. Вследствие этого появилась возможность в максимально сжатые сроки сформировать орган кредиторов, который должен согласовать условия продажи имущества должника. Цель все та же - не допустить задержки в возврате средств кредиторам.
7. Претерпела некоторые изменения очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная общим законом о несостоятельности (банкротстве).
Прежде всего предварительные выплаты вкладчикам впредь будут осуществляться лишь при банкротстве тех банков, которые не вступили в систему страхования вкладов. Это объясняется вступлением в силу Закона о страховании вкладов, согласно которому при банкротстве банков - участников такой системы страховые выплаты на сумму до 100 тысяч рублей должны производиться задолго до открытия конкурсного производства.
Требования "залоговых" кредиторов удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди вне зависимости от момента возникновения их обязательств.
Это лишь основные принципиальные моменты нового Закона о банкротстве банков. Работу над ним правительство России, Банк России и Высший арбитражный суд вели последние два года в рамках реализации Стратегии развития банковского сектора. В этом законопроекте по существу отражен весь опыт, который был получен банковской системой и кредиторами начиная с 1998 года.