Магнитные носители бортовых регистраторов полетной информации Ту-134 и Ту-154, когда их извлекли из прочных, но разбитых корпусов, представляли собой какие-то смятые и местами разодранные клубки лавсановой пленки и столь же спутанные мотки стальной проволоки, которые, с точки зрения стороннего человека, наверняка утратили любую информацию. Однако в МАКе восстанавливали и худшие пленки, и проволоку.
Работа экспертов сравнима одновременно с трудом криминалистов и реставраторов. Буквально по крупицам собирается весь материал магнитных носителей, способный хоть как-то прояснить картину катастрофы, а потом миллиметр за миллиметром очень осторожно и только вручную пленка разглаживается, склеивается и закрепляется специальными химическими составами.
Еще более трудоемка и почти ювелирна работа со стальной магнитной проволокой. Научить такому ремеслу очень сложно, опыт приходит с годами, а настоящих профессионалов этого дела в России, да, пожалуй, и во всем мире можно пересчитать по пальцам.
Самолет Ту-134 был оснащен черными ящиками устаревшего типа - МСРП-12. Данная магнитная система регистрации режимов полета может записывать 12 аналоговых параметров и 12 разовых команд. Запись производится на обычную ферромагнитную лавсановую ленту длиной 250 метров. На ленте сохраняется техническая информация о последних 30 минутах полета. Бортовой магнитофон МС-61Б пишет на металлическую намагниченную нить информацию в течение шести часов. Конструкция МС-61Б такова, что стальная нить бывает повреждена больше, чем магнитная пленка.
Многоканальная система регистрации параметров полета МСРП-64, установленная на Ту-154, более совершенна. Она имеет цифровое кодирующее устройство, записывает 48 аналоговых параметров и 32 разовые команды. Магнитофонная лента сохраняет информацию, накопленную за 50 часов полета. Дополнительно на борту Ту-154 имелись эксплуатационный регистратор К3-63 и бортовой магнитофон БАРС-БМ, предназначенный для записи внутренних переговоров в кабине и радиообмена экипажа с диспетчером.
По сути черных ящиков на любых самолетах, в том числе и погибших, несколько, они имеют разную форму прочного корпуса. Многие почему-то уверены, что основным является тот регистратор, на котором сохраняется речевая информация. Однако, как поясняют эксперты МАКа, самую достоверную информацию дают регистраторы чисто технических параметров. Во-первых, не всем пилотам удается сохранить самообладание и в последние секунды своей жизни дать четкое описание сложившейся на борту ситуации. Во-вторых, речевые носители старых магнитофонов чаще всего утрачивают свои качества в силу их худшей защищенности от внешних воздействий. В случае с Ту-134 как раз это имеет место. Стальная проволока оказалась деформирована гораздо сильнее лавсановой. Впрочем, восстановить ее удалось практически полностью. Вот только никакой сакраментальной информации, по первоначальным утверждениям экспертов, на ней нет.
Вполне возможно, что в момент неожиданного разрушения корпуса самолета в воздухе из-за резкого перепада давления экипаж просто потерял сознание...
Работы по расшифровке всех показаний, сохранившихся в черных ящиках, продолжаются. И лишь суммировав результаты, полученные экспертами МАКа, с данными тщательного осмотра обломков Ту-134 и Ту-154, с лабораторным исследованием вызывающих подозрение образцов, можно будет делать окончательный вывод о том, почему погибли пассажирские самолеты.
Все ожидают скорейших результатов расшифровки показаний черных ящиков и (что вполне оправданно) смотрят на экспертов МАК, работающих с покореженными пленками, как на чародеев. А ведь вся полетная информация могла быть расшифрована буквально в первые часы после катастрофы - еще до того, как были найдены сами ящики.
Накопители и носители информации на основе лавсановых магнитофонных лент и магнитных проволочек сохранились, пожалуй, только в России. К слову, ленты для отечественных черных ящиков прекратили выпускать еще пятнадцать лет назад. Весь мир уже в прошлом веке перешел на твердотельные накопители информации, в которых нет никаких вращающихся частей и рвущихся лент, а информация хранится в компьютерных микрочипах.
В Курске разработали и запустили в производство твердотельный комплекс анализа работы авиационной техники (бортовой) - КАРАТ-Б. В Смоленске сегодня производят бортовой аварийный накопитель твердотельный - БАНТ. Они предназначены для истребителей МиГ и Су, идущих на экспорт. По своей физической защищенности твердотельные черные ящики опять же во много раз превосходят те, что все еще стоят на наших пассажирских Илах и Ту. В них не надо ничего склеивать и реставрировать. Достаточно подсоединить компьютерный блок БАНТа или КАРАТа к любой персональной ЭВМ, имеющей специальную программу, как вся информация тут же высветится на экране и зазвучит из динамиков.
Более того, российские приборостроители готовы уже завтра сделать бортовой накопитель, который не только надежно сохранит всю свою информацию, но в случае ЧП, при том же взрыве в воздухе, за микросекунды даст сжатый сигнал с самой последней и самой важной информацией на спутник.
Казалось бы, такими замечательными системами надо в срочном порядке переоснащать весь авиапарк гражданской авиации, но... Твердотельные накопители последнего поколения сразу выдадут информацию о состоянии борта, о его надежности и реальном, а не написанном на бумаге ресурсе. И многие ли хозяева наших пассажирских авиалайнеров после такого откровения рискнут поднять свои машины в воздух? А посему уход на пенсию чудо-реставраторам искореженных пленок в МАКе не грозит.