Эксперимент по введению этой формы выпускных экзаменов продолжается. И если этим летом ЕГЭ сдавали выпускники 65 регионов России, то в 2005 году к ним присоединятся ребята еще из семнадцати. Станет больше и предметов, по которым можно сдать "единый". Например, уже известно, что в Санкт-Петербурге их будет шесть. Напомним: в этом году питерцы сдавали ЕГЭ только по русскому языку. С пяти до двенадцати вырастет число "егэшных" предметов в Москве. К физике, химии, биологии, математике и русскому языку здесь прибавятся литература, история, обществознание, география, иностранные языки и информатика.
Одна из самых "свежих" новинок коснется в первую очередь старшеклассников. В 10 регионах РФ с девятого класса ученики будут собирать портфолио - полное собрание собственных достижений.
Школьное "досье" разработчики во главе с советником министра образования и науки Анатолием Пинским видят в трех ипостасях. Первая - портфолио документов. В этом "отсеке" будут лежать дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности ученика в школе и за ее пределами (например, участие в олимпиадах, конкурсах).
Вторая - портфолио отзывов об участии школьников в общественной жизни, рекомендации учителей, педагогов дополнительного образования и характеристика на самих себя. И, наконец, портфолио работ и проектов.
В отличие от традиционной пятибалльной системы такое "досье" дает более полное представление о знаниях и способностях учеников. Кроме того, с его помощью реально избежать предвзятого отношения педагога к детям, что пока еще вовсе не редкость. Кроме того, и учителям будет легче составить рейтинг школьников для конкурсного отбора в 10-е классы. А ректоры ведущих российских вузов вообще предлагают создать федеральную базу данных по индивидуальным достижениям каждого выпускника для отбора наиболее одаренных абитуриентов.
О том, что еще ждет школьников в новом учебном году, рассказала ведущий специалист отдела стандартов и программ общего образования Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Екатерина Яременко:
- Четвертый год в образовательных учреждениях России продолжается эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Напомним, что основные направления эксперимента - введение в начальной школе иностранного языка и информатики, переход на безотметочную систему. Делать окончательные выводы об успешности задуманных перемен еще рановато. Однако предварительные результаты уже есть.
Больше всего родителей и учителей беспокоит возможный отказ от отметок. Это перспективное направление, но, по нашим данным, тотальный переход на учебу без оценок пока невозможен. К этому не готовы в первую очередь сами учителя. У нас нет специально разработанной учеными технологии, по которой они смогли бы работать без отметок. Поэтому говорить о том, что все российские школы перестанут ставить пятерки и двойки, рано. Скорее всего, такая система останется, как это и было прежде, на уровне первого класса. Результаты эксперимента будут исследовать ученые.
А вот эксперимент с иностранным языком в начальной школе, по мнению специалистов, вполне удался. И родители, и учителя, и сами ребята положительно отнеслись к новому предмету. К тому же, как оказалось, в таком юном возрасте дети очень хорошо усваивают иностранный алфавит, звуки, произношение. Наверное, этот пункт скоро станет нормой и малыши со второго класса начнут говорить "по-аглицки".
С информатикой дело обстоит чуть хуже. Не уживается она с второклашками в виде отдельного предмета. Скорее всего, этот предмет в сокращенном объеме станет модулем, который ребята будут изучать на уроках труда.
Перед 1 сентября мамы и бабушки первоклассников традиционно оккупируют магазины и так называемые школьные базары: всем хочется прикупить для малышей чего поярче и покрасивее. Некоторые приходят за покупками с "увесистым" списком того, что нужно приобрести по настоянию учителя: физкультурная форма - обязательно белый верх и черный низ, особый вид обуви на "сменку"... Кто устанавливает эти правила? Вправе ли учителя требовать, чтобы ребенок был "экипирован" определенным образом? В отделе стандартов и программ общего образования Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки России заверили: что покупать и что приносить в школу, решают родители вместе с учителями на общешкольном собрании.
- Четких правил о форме одежды ученика, в том числе и на занятиях по физкультуре, не существует, - говорит начальник отдела Ирина Тараданова. - Но в Законе "Об образовании" есть статья 13, где речь идет об Уставе образовательного учреждения. Именно в этом главном школьном документе должно быть прописано, как решаются подобные вопросы. Как правило, они обсуждаются на совете школы, куда входят учащиеся старших классов, родители, педагоги. Это исключительно компетенция образовательного учреждения. Ни федеральные власти, ни субъекты РФ, ни муниципалитеты здесь силы не имеют.
Словом, прежде чем бежать за чешками по первому требованию педагога, пролистайте сначала Устав школы.
Та же ситуация и с книжками-пеналами и прочим содержимым портфеля первоклашки. Тут - никакой "обязаловки". Ручки, карандаши, пеналы могут быть какими угодно, главное - не переборщить с весом. Ведь тот же красочный пенал с полной комплектацией в десять карандашей, три ручки, два ластика и точилка с ножницами могут весить уже граммов триста, так же как и учебник для первоклассника.
По рекомендациям врачей-физиологов, за плечами малыша не должно быть больше полутора килограммов. И именно за плечами, а не за плечом: рюкзак нужно носить на двух лямках. Про портфели и сумки придется забыть, пока школяр не окрепнет.
- В некоторых школах учителя понимают, что ребенку тяжеловато носить каждый день в школу ранец с книжками, - рассказывает Ирина Тараданова. - У таких преподавателей весь комплект необходимых учебников есть в классе. Ребята приходят на урок и получают буквари, а свои экземпляры оставляют дома. Если такой возможности нет, то грамотный педагог сумеет так составить расписание, чтобы было только два урока с учебниками, а третий - рисование или физкультура.
Кстати
Почти половина россиян уверены: хороших школ сегодня больше, чем плохих. Это выяснили в результате опроса специалисты фонда "Общественное мнение". Вместе с тем 42 процента жителей РФ считают, что по сравнению с советскими временами хороших школ все же стало меньше. Тех, кто уверен в обратном, - всего 18 процентов.
Интересно мнение россиян о том, какую же школу можно считать хорошей. Большинство - 41 процент - называет основным критерием "хорошести" профессиональных педагогов, а вот высокий уровень образования упоминается в два раза реже. Кроме того, по данным ФОМ, родители с удовольствием бы отдали ребенка в школу, где царят благоприятный психологический климат, порядок и дисциплина, учителя получают высокую зарплату, а детишки щеголяют в единой школьной форме. Всего для одного процента респондентов синоним хорошей школы - частная.
Плохая школа, по мнению россиян, выглядит так: неквалифицированные учителя, слабая материально-техническая база, отсутствие контроля за учениками, поборы с родителей.