Богомолов: спортивная фиеста на ТВ завершилась

Олимпиада-2004 по версии ТВ осталась позади. Наш талисман Чебурашка в последний раз мелькнул на церемонии закрытия. Спортивная фиеста украсила тоскливый августовский эфир как зрелище.

Оглянись в восторге

Все-таки она, госпожа Олимпиада, заворожила нас. Мы ее любили, как бы она нам ни изменяла. Мы ее ревновали, сколь бы ни пытались сделать хорошую мину при плохой игре наших спортсменов. В памяти останутся не медали и не рекорды (последних почти не было), не гимны и не национальные флаги (того и другого было с избытком). В памяти останутся сильные эмоции, человеческие драмы и триумфы. Этот финиш нашего скорохода почти в бессознательном состоянии. Это катастрофа Мыскиной в шаге от победы. Это срыв Хоркиной с ее любимой перекладины. Это чудесное спасение российских волейболисток в матче с бразильянками, и это обидное поражение их в своей лучшей игре с китаянками. А финиш Борзаковского... Или крушение легенды американской "дрим тим"... И не забудутся сами герои многодневного спектакля: тренер Николай Карполь, прыгунья с шестом Елена Исинбаева, прыгунья в длину Татьяна Лебедева, велосипедист Михаил Игнатьев...

Более других будет помниться Алексей Немов. Потому что он доказал, что есть правда на Земле. По крайней мере иногда она все-таки торжествует.

Осмотрись в недоумении

Спорт нынче национализирован, политизирован и коммерциализирован как ничто. В какой степени? Нагляднее всего это и продемонстрировала Олимпиада. При каждой победе спортсмен спешил обмотаться национальным флагом, стать для него живым одушевленным и одухотворенным флагштоком. Поляк заканчивал свою ходьбу с государственным стягом в зубах. А зрители ими размахивали при каждом удачном прыжке в воду, броске на татами, выстреле в мишень и ударе в челюсть...

А политики примазывались к победам. А бизнесмены торопились приклеить к ним товарные знаки своей продукции.

Претензии

Помимо неуемных восторгов и смутных недоумений есть и отчетливые претензии. Их немало. Прежде всего к нашему телевидению.

"Первый" и "Россия", монопольные обладатели прав на трансляции соревнований, в конечном итоге сильно обделили уникальным зрелищем массового телезрителя. Ни тот ни другой телеканалы не пожелали ломать свои ежедневные сетки, подстраиваясь к распорядку дня в греческом городе Афины. Это при том, что самим вещателям показывать практически было нечего. Прямые трансляции оказались сведенными до минимума. Записи - уже не то, особенно если ты в курсе исхода того, что записано.

Для "России" оправданием такой скупости до известной степени служило ее "дочернее предприятие" - метровый телеканал "Спорт", где и преобладали прямые трансляции. Но ведь он принимается далеко не во всех регионах страны. По-настоящему хорошо было только владельцам спутниковых тарелок. Вот они из них и "наелись". И, может, "объелись".

Отчасти в этом виноваты наши спортивные медиумы, то есть спортивные комментаторы. Они довольно часто убалтывали, укачивали нас посторонней информацией о спортсменах, об их родственниках, о том, кто, где и когда отличился. Игра в кадре жила и дышала сама по себе, комментатор существовал сам по себе. Потом, надо иметь в виду, что олимпийские соревнования привлекают к экрану непосвященного в правила того или иного противоборства зрителя. Ему бы хорошо объяснить, что к чему, а он только и слышит то, что сам видит: тот попытался сделать захват, а этот увернулся.

На этом фоне выделить бы стоило баскетбольного комментатора Михаила Решетова. Понятно было, что он не просто разбирается во всех тонкостях стремительной игры, но и любит ее самозабвенно. Возможно, до беспамятства, но при этом "рассказывает игру" сочно, со смаком.

Весело работали легкоатлетические комментаторы Иоланда Чен и ее партнер Василий (прошу прощения: фамилии не разобрал). Они скрашивали и компенсировали нескладный показ самих состязаний. По этой части упрек должен быть адресован уже целиком к греческим телевизионщикам, которым, понятное дело, было непросто уследить за всеми перипетиями, происходившими на стадионе. И было видно, режиссер за пультом в студии отдавал предпочтение эффектной "картинке", данной с верхнего ракурса, перед той, что информировала о событии "здесь и сейчас". Зрителю интересно увидеть, как далеко улетит Татьяна Лебедева, а ему показывают стадион общим планом.

Напротив, в показе заключительного шоу, ничто так не раздражало, как обилие средних планов - они начисто разрушали художественный строй зрелища, его поэтику, его эстетику, поскольку само зрелище создавалось в расчете на восприятие его издалека, с высоты птичьего полета. И когда режиссер давал в эфир план, снятый с дирижабля, - это смотрелось как нечто фантастическое, а когда мы, телезрители, спускались с неба на землю, то, простите, это уже "Кубанские казаки".

С оглядкой на будущее

Олимпиада - это один из клапанов, через который сбрасывается излишняя пассионарность человечества. Другое дело, что она посредством спорта не только сбрасывается, но и возбуждается. Афины - тому подтверждение.

Смысл торжественных церемоний, закрывающих Олимпиады, в том, чтобы тешить человечество "показухой" единения, братства, счастья и тем самым замазывать, заглаживать и замаливать рознь, возникающую в ходе бескровных ристалищ.

Но, на мой вкус, лучше всего удалось замолить грехи Афинской Олимпиады в тот момент, когда зал стеной и гулом стоял за Алексея Немова. Именно в этот момент люди из разных стран засунули свои национальные амбиции и гордыни себе в карманы, демонстрируя непоказное единение во имя всего лишь одной справедливости.

Все об Играх - в олимпийском проекте "РГ".