Кто получит жилищные субсидии?

"Российская газета" публикует сегодня документ, который затрагивает интересы миллионов российских семей, поскольку речь в нем идет о самом насущном - плате за жилье. А точнее, о том, кто может рассчитывать на получение государственной жилищной субсидии и каким образом в зависимости от доходов семьи должен определяться ее размер. Все это подробнейшим образом изложено в новом Положении о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

 

В течение будущего года все регионы должны перейти на полную оплату населением стоимости жилья и коммунальных услуг, и также до 31 декабря 2005 года регионы завершат переход от до сих пор практикуемого бюджетного дотирования жилищно-коммунальных предприятий к перечислению адресных денежных субсидий непосредственно плательщикам, то есть жильцам. Деньги должны перечисляться на персонифицированные социальные счета граждан и использоваться ими исключительно для оплаты жилья и коммунальных услуг.

Положение оговаривает, по сути, три момента: определяет категории получателей субсидий, приводит способы расчета субсидий и устанавливает требования к бюджетному финансированию. Начальник отдела методологии управления и эксплуатации жилищного фонда Департамента строительства и ЖКХ минпромэнерго Надежда Астафьева сообщила "РГ", что в соответствии с законом об основах жилищной политики, Положение определило категории граждан, которым по праву положены субсидии. Их однозначно могут получить граждане, проживающие в муниципальном и государственном жилом фонде. Право на субсидии имеет и собственник приватизированной квартиры. Деньги положены и тем, кто проживает в общежитиях (не важно, какой они формы собственности). Теперь государство одинаково защищает неимущих граждан независимо от того, в каком жилом фонде они проживают - в частном, общежитии, ТСЖ, ЖСК. Раньше такого не было, пояснила Надежда Астафьева.

Тем не менее выяснилось, что субсидии не выдадут гражданам, которые арендуют жилье или живут в квартирах на основании договора безвозмездного пользования. Например, если гражданин сдал свое жилье в наем. Людям, которые вселяются в нее, субсидии не положены. Или если квартира принадлежит на правах собственности кому-то из членов семьи, а проживают в ней другие члены семьи, которые собственниками не являются, последним субсидии также не положены.

В соответствии с новым Положением субсидии должны предоставляться органом местного самоуправления по месту жительства, а точнее, органами социальной защиты. "У нас есть еще случаи, когда субсидии предоставляются жилищными организациями,- сообщила Надежда Астафьева. - Сегодня стоит задача постепенной передачи этих функций от ЖЭУ, РЭУ органам, которым положено заниматься субсидиями. Это очень важно. Потому что в данном случае начинает работать принцип "одного окна" - жилищники не всегда знают, какие еще есть проблемы у человека, который обращается к ним за помощью".

Что еще реально поменялось по сравнению с тем, что было? Надежда Астафьева рассказала, что раньше были большие проблемы по предоставлению субсидий гражданам, которые проживали в ведомственном жилье. По старым нормам субсидия им должна была предоставляться организацией, на балансе которой находился дом. Как правило, условие это не выполнялось. Организации ссылались на отсутствие денег. Теперь же, с принятием нового Положения, эта проблема "снимается". Субсидии станут предоставляться из местного бюджета, с последующим возмещением этих средств из региональной казны.

С 1 января 2005 года с вступлением в силу закона о разграничении полномочий между уровнями власти, субсидии предоставляются регионами, которые передают эти полномочия муниципальным образованиям вместе, разумеется, с деньгами - субвенциями.

Гражданам важно знать, что в соответствии с публикуемым постановлением субсидии будут предоставляться не только из расчета социальной нормы площади жилья, они распространяются и на дополнительную площадь, которая положена человеку по состоянию здоровья.

Внесены коррективы и в порядок расчета субсидий. По старому положению величина выплат весьма заметно, "скачкообразно" снижалась, как только доход семьи "переваливал" за черту прожиточного минимума. К примеру, если среднедушевой доход хотя бы на рубль был выше минимального "порога", семья должна была оплачивать коммунальные платежи в объеме 22 процентов от своих доходов. А та семья, у которой доходы чуть-чуть (на тот же рубль) не дотягивали до прожиточного минимума, оплачивала жилье из расчета 50 рублей с человека. "Этот рубль делал погоду в предоставлении субсидий. Теперь и тем и другим субсидии будут рассчитываться по одним и тем же принципам. Только для граждан, чьи доходы на члена семьи оставляют их ниже черты бедности, субсидия станет определяться с учетом поправочного коэффициента. С точки зрения социальной справедливости это более выровненная ситуация: все платят в едином порядке", - считает Надежда Астафьева.