Опыт, сын ошибок трудных
Вручение "Золотых львов" архитектурной биеннале на сутки опередило вручение "Львов" на Венецианском кинофестивале. Прогнозы сбывались наполовину. Вот остался без "золота" самый эффектный павильон - британский. Его куратором был гуру современного зодчества Питер Кук. В Джардини, где в тени столетних деревьев раскиданы павильоны стран-участниц, только у британцев все было продумано до мелочей: черные стулья-шезлонги украшены лозунгами, стены покрыты плакатами в стиле коллажей Матисса, зрителей встречают смеющиеся девять архитекторов (вернее, их фото в натуральную величину). Выставку назвали "Девять позиций". Каждый зальчик - это представление одного из зодчих. Себя Кук презентовал в одном зале с Гэвином Роботхемом. Местечко Леа Валлей в их проекте живет в гармонии с природой - Кук создал дома-фильтры, дома-хамелеоны, через которые просвечивает окружающий мир. Кук соорудил леса из дешевой древесины, укрепил на них, словно в теплице, помидоры с мешками грунта, укрепил все сооружение гигантскими лопатами, а меж балок разместил компьютеры (куда уж нам без них!) - прости, земля!.. Явно не о таком городе-саде мечтал Маяковский, но выглядит весело, задорно. Ирония - дух современной архитектуры, и Кук с его фантастической интуицией понимает, что человечество, "подсев" на компьютеры, становится аппендиксом думающего железа.
Японцы устроили из своего павильона медицинский консилиум массовому психозу. Диагноз дан огромными буквами: "Потерявшие будущее". Отаку - так в Японии называют увлечение виртуальным миром компьютерных существ и других покемонов. На психозе делают хорошие деньги. Павильон назвали "Отаку: человек - космос - город". Игрушки диктуют нам поведение, образ жизни, навязывают свои приоритеты. В павильоне можно по ним ходить, их трогать, изучать в витринах. Еще один японский проект "Музей современного искусства XXI века" получил "Золотого льва".
Израильские архитекторы пошли дальше - придумали новую территорию Neuland. Есть такая теория границ: к ним устремляются бунтари и авантюристы. Когда граница достигнута, они уходят за ее пределы. В мире, где границы очерчены всевозможными декларациями и конвенциями, можно сбежать лишь в мир виртуальный. Что и сделали кураторы проекта несуществующей земли. Куратор выставки Ганит Мейслитц Кассиф рассказал мне об идее Neuland:
В мире, где границы очерчены всевозможными конвенциями, можно сбежать лишь в мир виртуальный.
- Было бы странно сегодня, когда мир говорит о терактах и оккупированных территориях, показывать макет одного, пусть и блистательного сооружения. Мы собрали шесть групп молодых зодчих, дизайнеров, фотографов и создали целую страну. Neuland - факт иронии, зеркальное отражение реальностей Тель-Авива, оппозиция реальности. Это провокация, дающая шанс выбора, который у нас отобрали. Проблема оккупированных территорий как черная дыра. Государство Израиль - это общество утопистов, верящих в прогресс и свободу. Агрессия подрывает основы морали в обществе. И мы лишь считаем свои утраченные иллюзии, забывая, что утопия уже не может быть орудием государства. Создав Neuland, мы создали альтернативную историю страны израильтян. В мае мы покажем проект в Баухаусе, затем прокатаем его по миру...
Катаклизмы, будоражащие мир, заставили даже выдержанных немцев устроить выставку, начиненную двусмысленностью. "Немецкий пейзаж"- изогнутая стена-лабиринт, обклеенная видами поселка. Бюргерские ландшафты дышат покоем, но в окошках коттеджей прорезаны дырочки. Заглянув туда, можно прочесть законодательные акты, выкладки социологов и статистику реального положения дел...
Гений, парадоксов друг
Архитекторам приходится все время объяснять свои проекты и замыслы. Макеты интересны профессионалам, публика же (выставка продлится до 7 ноября) хочет зрелищ. Поэтому играют со зрителем, привлекают коллег из арт-сообщества. На главном архитектурном форуме мира, кроме 200 проектов 170 архитектурных мастерских, представлены еще полторы сотни фотовыставок и видеофильмов. По замыслу директора биеннале швейцарского историка архитектуры Курта Форстера, именно так можно передать атмосферу "Метаморфоз"- темы выставки. Метаморфозы, по мнению Форстера, - то, что в корне изменило суть архитектуры. Он не боится виртуального мира, в котором так легко дышится новым поколениям бумажных архитекторов, но он за "открытие новых стратегий и тактик в освоении, конструировании космоса, превращения статичных зданий в динамичные объекты стремительно меняющегося мира".
Гениально решили поставленную Форстером задачу бельгийцы. Их проект - это и умное исследование процессов в архитектуре, и констатация факта, от которого педагоги в архитектурных институтах упали бы в обморок: зодчество, городской ландшафт могут спокойно развиваться и без вмешательства профессионалов. За это открытие они получили главного из "Архи-Оскаров" - в номинации "За лучшую инсталляцию, представленную страной-участницей". Их экспозиция - коктейль из оккультизма, философии, анархии и примет агонизирующей колониальной архитектуры, помещенный в антураж конголезского городка. Инсталляция "Киншаса, воображаемый город" стала переворотом в понимании того, что есть современный город. Кураторы проекта Филип де Боек и Коен ван Сингхел на вопросы корреспондента "РГ" отвечают вопросами:
- Может ли город существовать без архитектуры? И что такое архитектура? Что самое современное в современном мире? Что универсального мы можем найти для любого архитектурного проекта любого мира? Может ли городская среда быть нематериальной, а духовной, насыщенной историями, страстью, процессами рождения и смерти? Вот вопросы, ответы на которые можно найти в сердце "Киншасы, воображаемого города"...
"Африканский город похож на человеческое тело" - на мониторах потеет темнокожий бегун, танцовщица отбивает неслышимые ритмы, словно в резонанс с неоновыми вспышками мегаполисов. Тело-город - это кровь, секс, радость, отходы бытия. Киншасу бельгийцы учтиво называют городом Второго мира. Понять его жизнь можно, пролистав толстенные "Истории Воображаемого города":
- Улицы - это дом для детей и военных. Здесь девушки курят марихуану, а парни сооружают на задворках развалин спортзальчики, тягая ржавые штанги. Вывеска на домике: "Гробы выдаются в кредит" - чем не аналог европейской рекламы?
В 1897 году на Брюссельской всемирной выставке показывали три африканские деревеньки - это было сенсацией XIX века. В XXI веке европейцы полны покаяния перед так и не понятым третьим миром.
Еще одной сенсацией биеннале стал русский павильон. И прежде всего сами архитекторы - молодые, задиристые, талантливые. 90 человек. Они будут десантироваться в Венецию группами в течение всех дней выставки. И до самого ее закрытия будут менять экспозицию, что вполне отвечает идее метаморфоз.
Идею наших кураторов подхватили австралийцы - рядом с проектами посадили детей, которых учат азам зодчества. Народу нравится. У нас все серьезнее.
В павильоне России, построенном в 1914 году, молодые архитекторы и студенты из 17 городов нашей страны устроили перфоманс. Ребята, победившие в открытом конкурсе министерства культуры "Архитектурная мастерская Россия", получают конкретное задание и делают проекты, рождение которых можно наблюдать на огромных экранах. Сегодня они начали создавать Аэропорт будущего, который по инициативе официального партнера нашей выставки Аэрофлота назвали Шереметьево-3. Как сказал корреспонденту "РГ" комиссар павильона Евгений Зяблов, "русские первыми поняли, что вместо выставки пары зодчих лучше привезти команду талантливой молодежи и устроить такое реалити-шоу". Куратор Евгений Асс добавил, что "ребята не только увидят лучшие работы именитых зодчих мира, но и покажут, на что способны сами. Им придется выполнять абсолютно неожиданные, но очень интересные задания на темы от "Современное вмешательство в лагуну" до "ПОП - это коробка от пиццы: общественное пространство в век виртуальной реальности". Евгений Зяблов подытожил:
- Участники российской выставки собрались здесь из Самары, Уфы, Москвы, Петербурга, еще четырнадцати городов страны. Это значит, что обратно вернется уже команда единомышленников, участвовавшая в самом интересном архитектурном форуме мира. И от них мы вправе ждать яркие инновационные проекты уже через пару лет.