Хотиненко о телевидении и человеческих ценностях

- Владимир Иванович, сейчас какие у вас ощущения от атмосферы, в которой мы живем?

- Сейчас атмосфера окрашена событиями из Беслана. Какие выводы мы из этого сделаем? Умом понять совершенно невозможно, и не дай бог разгуляться чувствам! Мы оказались не готовы к этим испытаниям, государственного механизма регулирования таких ситуаций просто нет. Практически все держится на воле президента, слава богу. Митинг показал, что мы все-таки можем собраться вместе. Очевидно, случившееся потрясло всех - на митинге обошлись без красивых слов - такое даже не формулируется. Это же избиение младенцев! Такой знак, от решения которого зависит вся наша дальнейшая судьба. Что внутри нас, то и произойдет.

- Если человек рубежа XIX-XX веков был достаточно четко сориентирован в каких-то нравственных ценностях, то кто задает идеалы современному человеку?

- Ну, знаете, там тоже было не все благополучно. У Розанова есть записи в дневнике: его поразило, как быстро православная страна отвернулась от Бога. Пушкин, например, был крещеный, а в храм практически не ходил. Более того, у интеллигенции считалось дурным тоном посещать церковь. Набожный народ православный, действительно, как-то быстро стал разорять храмы и сбрасывать колокола. Так что не совсем идиллическая картина. Если говорить об идеалах, то я считаю, что всякая нормальная человеческая вера хороша. Когда я снимал "Мусульманина", прочитал на всякий случай Коран. Ничего агрессивного - того, чем сейчас размахивают воинствующие джахиды, - нет. Я даже носил с собой цитаты, говорящие совсем о противоположном. Сейчас меня поражает и радует, как встречают наши люди возвращающиеся иконы. Я наблюдаю многодневные, терпеливые очереди, люди стоят, чтобы приложиться к святыне, причем очень много детишек.

- Сильно ли влияет телевидение и шоу-бизнес на человека, и насколько пропагандируемые им ценности согласуются, допустим, с человеческим достоинством?

- Весь шоу-бизнес в принципе противоречит человеческому достоинству. Но не буду обрушиваться на него с гневными тирадами. Это реальность жизни, некая беда вроде шторма или урагана, только никто не знает, как с ней бороться. Это не система ценностей, а система каких-то развлечений, причем на грани фола. Но не она владеет умами, а попса. Но самое страшное, что у нас обрушилась система воспитания, которая была в советские времена. Пусть догматичная, но она была. Очень понизилась планка самого образования. Образовательный ценз упал и от этого упал культурный уровень. Поэтому воздействие шоу-бизнеса имеет определенные последствия. Так что надо наладить систему воспитания и образования.

- Владимир Иванович, в "72 метрах" есть персонаж, который постоянно слушает рэп Децла, причем все время припев одной и той же песни: "Я хочу найти сама себя, я хочу разобраться, в чем дело". Как вы думаете, есть у современной молодежи потребность в рефлексии?

- Потребность, безусловно, есть. Они нормальные молодые люди, которые пользуются тем, что им предлагают. Молодежь что-то ищет, хочет знать... Пути, которыми она идет не всегда так хороши... Просто некому поговорить с ними на их языке. Те, кто пытается это делать - либо в поддавки играют, подстраиваются, либо сами являются такими же бесбашенными людьми, которые просто тусуются. А в тусовке нет важной темы, способной воспитывать. Есть еще искусство. Но по-настоящему хороших картин для молодежи нет, а кино смотрит именно молодежь. Для меня послужил очень интересным опытом "72 метра". Продюсер и я даже предположить не могли, что картину пойдет смотреть молодежь. А она пошла. Фильм увидели даже школьники, для которых он вообще не предназначался. Я думаю, это случилось по одной простой причине: в фильме заметна неосознанная попытка укрепить дух. Искусство вообще предназначено для укрепления сердец человеческих.

- Если честно, в меня финал не вселил оптимизм.

- В вас не вселил, а во многих вселил. Мы долго думали о финале и пришли к выводу, что он может быть только открытым и вселять пусть хрупкую, но надежду. Что надо человеку, заблудившемуся в степи? Огонек и лай собаки. Это вечный знак надежды.

- Что такое современная "светскость", по-вашему?

- Это сейчас вообще очень смешное слово. Просто ярлык пародии. Люди сами себя назвали элитой политической или шоу-бизнеса. Знаете, когда американцам не хватало своей истории, они настроили себе классических зданий чуть ли не из папье-маше. По такому же принципу наша элита себя назначила. Как они сами не понимают, что это смешно! Светская жизнь подразумевает определенную традицию, очень долгую, соответствующее воспитание... Это вообще должно быть в крови. А тут такая бестолковка - смешно смотреть. Хотя бы элитой не назывались. Ну, тусуйтесь и тусуйтесь. Если бы еще придумали хоть что-то свое! Здесь же просто снимается копия, калька с той жизни, что где-то за рубежом. И фотографируются в точности также, как там принято, в тех же позах. Это кроме иронии у нормального человека не может вызвать ничего.

- А какой герой нужен современному зрителю?

- Как показало последнее время, героями у нас становились и бандиты, и просто решительные люди. Однозначно сложно отвечать на этот вопрос. Герой обязательно будет, только какой? Он должен быть внутренним, подспудным ориентиром. Такой герой нужен нации, как для женщины нужен мужчина - в качестве опоры.

Почему в советские времена были герои, которые моментально принимались зрителем с огромной любовью? "Председатель" Ульянова, Пьер Безухов, Болконский, красноармеец Сухов? От того, что эти герои не просто появлялись, они вырастали из определенной системы ценностей. Ложная она - не ложная, навязанная - не навязанная, но она была. А сейчас такой системы нет. Для героя нужна почва, которая сейчас, видимо, только нарождается.