Софи Лорен празднует юбилей

О возрасте она всегда говорила бесстрашно: не одна я - все стареем! И не собирается сдаваться - хочет в третий раз стать матерью и сыграет еще много новых ролей. Ее теперь называют великой, но этот эпитет включает не только актерское мастерство, но и весь комплекс личности, которую в юности называли Софией Шиколоне, а потом узнали как Софию Лорен. Это тот случай, когда человек себя и свою карьеру собрал по винтикам, при каждом жизненно важном решении идеально попадая в десятку. София Лорен - это самый совершенный из человеческих проектов, идеально воплощенный в живой и неувядающей легенде мировых экранов.

Она была невероятно бедной. Ее мать - неудавшаяся актриса - впала в абсолютную нищету, ребенок натурально голодал. Девочка росла худой и большеносой, но к 15 годам выровнялась и превратилась в девушку очень самобытной, т.е. доселе не виданной красоты. Мама поняла, что появился шанс поправить свои дела. С ее подачи София приняла участие в неаполитанском конкурсе красоты и стала "Принцессой моря". И это было первым ее везением.

Вторым стала встреча с Карло Понти, ее будущим мужем. Он был одним из судей конкурса красоты уже в Риме и при виде синьорины Шиколоне понял, что свою уже немалую к тому времени жизнь провел неправильно. Понти был много старше, но София его полюбила не только за перспективы, которые ей открыл знаменитый продюсер. Истая неаполитанка по темпераменту, она влюблялась сразу и намертво. Так что когда Карло Понти сумел развестись с первой женой (по итальянским законам это было невозможно, и за скандалом следила вся страна), они образовали самую верную и любящую пару, какую знает мировое кино.

Третьим везением стала ее встреча с Витторио Де Сика - гениальным драматургом, режиссером и актером, в фильмах которого она сыграла свои лучшие роли. Все три везения она использовала с полной отдачей, ничего не умея делать "вполноги".

Ее экзотическая даже для Италии красота поначалу сделала ее героиней таких же экзотических фильмов из времен Клеопатры или Аттилы; однажды она сыграла даже Аиду в фильме-опере, открывая рот под чужую фонограмму. Де Сика впервые вывел ее на звездный пьедестал, специально для нее сняв фильмы "Чочара", "Вчера, сегодня, завтра", "Суббота, воскресенье, понедельник", "Брак по-итальянски" - более 20 лент. Роль Чезиры в "Чочаре" досталась ей исключительно из-за каприза великой Анны Маньяни - это она должна была играть роль матери, а Софию готовили на роль ее дочки. Но Маньяни оскорбилась, заявила, что не может быть матерью такой оглобли и если Де Сика так любит Софию Лорен, пусть она сама эту мать и играет. София сыграла и получила своего первого "Оскара".

Если просмотреть всю сотню фильмов, где она снялась, то станет ясно, что перед нами не столько великая актриса, сколько потрясающая человеческая индивидуальность. Как актриса она безупречно органична, естественна в любых предложенных режиссером ситуациях. Но если у Вивьен Ли или Кэтрин Хэпберн мы помним состояние души, то у Софии Лорен - гордый поворот головы, независимую осанку, совершенство фигуры, рыжую гриву разъяренной львицы, рокот низкого голоса, вызывающую походку. Невероятный, единственный в мире, победительный ее проход в фильме "Брак по-итальянски" вошел в историю кино - это шла женщина, которая заставит каждого встречного остолбенеть и запомнить этот миг навсегда. София Лорен - это торжество плоти, совершенной в каждом проявлении, повороте и ракурсе.

Из всех актерских даров это самый неверный. Трагедийное мастерство с возрастом может только крепнуть - приходит опыт и горькое знание жизни. Хорошенькая субретка может стать великолепной комической старухой. Но красота проходит быстро. Гениальность и уникальность Софии Лорен в том, что она красоту сохранила. Красоту плоти и личности. Она охотно делится с читателями глянцевых журналов рецептами своей диеты, своих спагетти и своей косметики, и ей никогда не придется играть роли "комических старух" - она всегда будет желанна, неповторима и останется в истории как первая красавица итальянского кино.

Когда в 1991 году Софии Лорен вручали "Оскара" за вклад в мировое киноискусство, ее назвали истинным сокровищем экранов, точно обозначив главную и не тускнеющую со временем роль актрисы в нашей жизни.