Прокуратура должна проверить все малые авиасуда и их пилотов

Вячеслав Козлов, и.о.прокурора Московской региональной прокуратуры на воздушном и водном транспорте

Пилотов проверит ФСБ

После комплексной проверки стало очевидно, что нормативно-правовая база, регулирующая малую авиацию, нуждается в серьезной корректировке. Если мы не ужесточим ответственность за нарушения, связанные с эксплуатацией частных воздушных судов, то откроем легкий доступ к воздушным путям для террористов. Пока что милиция не в состоянии даже оштрафовать таких пилотов, поскольку в Кодексе РФ об административных правонарушениях отсутствуют соответствующие статьи. Работа в этом направлении уже проводится. К 1 ноября все заинтересованные ведомства должны представить свои предложения по необходимым изменениям.

Особая роль отводится милиции и ФСБ. Важно не только поставить на государственный учет все частные воздушные суда, но и взять на контроль пилотов-любителей, в том числе проверить их на возможную причастность к террористическим или преступным организациям. В противном случае, можно до бесконечности усиливать контроль в больших аэропортах, но это не сделает наше небо безопасным.

Сейчас полеты частной авиации в московском регионе приостановлены. Возобновление работы аэродромов напрямую зависит от того, как скоро их хозяева решат проблемы, накопившиеся за последние несколько лет, и в первую очередь, связанные с вопросами безопасности.

Угнать самолет легче, чем машину

Проведенные проверки позволяют сделать неутешительный вывод: ни один аэродром, ни одна посадочная площадка на территории московского региона, на которых базируется малая авиация общего назначения, не соответствуют элементарным требованиям безопасности. Ярким примером стал печально известный благодаря двум катастрофам аэродром Мячково, где находятся штаб-квартиры двух с лишним десятков аэроклубов. Еще в марте 2004 года проверяющая комиссия сделала предостережение руководству Мячковских авиационных услуг, эксплуатирующих аэродром, однако никаких мер по устранению нарушений принято не было. Хозяева аэродрома только сетовали на отсутствие необходимых средств.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, куда уходят средства, которые владельцы частных аэродромов и площадок берут с любителей авиации? Известно, что расценки даже за "парковку" такого маленького самолета как Sky ranger составляют 200 долларов в месяц. И это, не считая технического обслуживания.

В такой ситуации власть может принять только одно решение - прекратить эксплуатацию аэродромов и посадочных площадок. Что в частности в Мячково и было сделано. В настоящее время самолеты с этого аэродрома не взлетают.

Естественно, мера эта временная. Никто не собирается по примеру щедринского Держиморды "хватать и не пущать". Власть проявила сверхлояльность, когда, начиная с 1999 года, после двух тяжелейших авиакатастроф легкомоторных самолетов лишь методично обращала внимание на нарушения в сфере безопасности полетов. Но у всего есть предел, в том числе и у лимита доверия.

Ситуация осложняется еще и тем, что частные самолеты базируются на многочисленных площадках, которые вообще не приспособлены для авиации. Причем происходит это с подачи Федерации любителей авиации (ФЛА), которая в обход государственного реестра регистрирует такие "стоянки" как аэродромы. Так ФЛА осуществляет функции контроля, частично делегированные ей минтрансом. Это привело к массовому скоплению в московском регионе малых воздушных судов, контроль за которыми при таких условиях в принципе невозможен. Службы авиационной безопасности на большинстве аэродромов отсутствуют, либо их уровень такой, что они не могут обеспечить элементарную охрану ни самого объекта, ни воздушных судов. Захватить самолет или вертолет на такой площадке легче, чем угнать машину со стоянки. А дальше остается лишь надеяться, что воздушное судно не используют для совершения теракта. Такой сценарий больше не кажется фантастичным.

Купил аэроплан - купи и права

Уполномоченные государственные структуры практически утратили контроль за малой авиацией. Дело дошло до того, что ФЛА в последнее время занималась регистрацией частных самолетов и вертолетов, присваивая им государственные регистрационные знаки. Благо купить их может любой. Все, что для этого нужно - деньги (самый простой самолет стоит как средняя иномарка) и желание.

Это равносильно тому, что вместо ГАИ постановкой на учет автомашин и соответственно обеспечением их владельцев номерными знаками занялось бы Движение автомобилистов России. Бардак с регистрацией уже привел к тому, что большинство частных самолетов и вертолетов не внесены в Государственный реестр. При этом на их бортах красуется буквенное обозначение RA, которое наносится только на воздушные суда гражданской авиации. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, потребовалось вмешательство Московской региональной прокуратуры на воздушном и водном транспорте, которая внесла соответствующее представление в ФЛА.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в процессе регистрации воздушных судов не требуют документы, подтверждающие их таможенную очистку. Последствия такой дыры в законе очевидны - контрабандный ввоз малой авиации в страну.

В российском небе сегодня летают не только "серые" самолеты, но и "серые" пилоты. Организовав подготовку пилотов-любителей, ФЛА стала выдавать им свидетельства, которые, якобы, давали право на самостоятельные полеты. Так что Высшая квалификационная комиссия Минтранса Росcии, уполномоченная выдавать "летные права", осталась без работы. Напомним, что террористы, протаранившие авиалайнерами башни-близнецы в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне, прошли официальное обучение в американских летных школах.

Никто не собирается закрывать небо для многотысячной армии любителей авиации. Россия была и будет летающей страной. Однако нельзя забывать: в небе, как и на земле должны действовать жесткие правила, чтобы не пришлось подавать сигналы воздушной тревоги.