"Мелодия пространства" - психологическая драма. Старый виолончелист накануне своего 80-летия размышляет о прожитом. Его смысл теперь сосредоточен для него в поисках когда-то сочиненной, но не записанной и забытой мелодии. Найти ее значит для него войти в мир бесконечности. Он дирижирует движениями деревьев в парке, слышит музыку листьев. Его новая молодая знакомая, дочь женщины, которую герой когда-то любил, но не решился связать с ней свою судьбу, помогает виолончелисту и композитору найти мелодию его жизни. Звучит утраченная, казалось бы, навсегда музыка, но, увы, она оказывается музыкой конца - старик умирает, отыграв свой юбилейный концерт.
Это подробное, метафизическое, неторопливое кино - о трагедии старости, одиночестве, о вечных проблемах отцов и детей. Дети не слышат старика, хотя всячески проявляют заботу. А случайная знакомая оказывается самым родным человеком, способным, как и он, ощущать музыку пространства и подарить ему танец под шорох листвы... Старику она помогает найти потерянную мелодию. Дочери виолончелиста, ревниво наблюдающей за странными, на ее взгляд, отношениями отца и молодой девушки, дает бесценный урок: "Любить - это прежде всего понимать человека..."
Фильм снимался на государственные деньги. Беспомощные глаза стариков, служивших идеям и в один миг их потерявших, подвигли режиссера на создание этой кинопритчи. Состояние их безысходно. Они были в плену общества, оно диктовало мораль, сделало их своими пленниками. Вины их в том нет, как не повинен ни один человек в том, что идут годы и не в его власти замедлить ход времени. 80 лет, по мнению режиссера, - итог и конец, от которого не спасает никакая муза. И важная кода фильма: нужно ли сидеть с умирающим стариком, чтобы гробить свою жизнь?
Старость Гусейн Мехтиев выбирает для исследования достаточно благополучную. У героя фильма большой красивый дом, любимая работа, он не выживает на скромное пособие, как многие старики, - он мучается, что потерял свою мелодию. Всем бы такие творческие проблемы под финал жизни...
В узбекском "Великане и коротышке" нет и следа метафизики. Все просто, понятно. Джахангир Касымов из Ташкента снимал комедию для народа, с удивлением обнаружившего, когда картина вышла в прокат, что о современных проблемах жизни в Узбекистане, оказывается, можно говорить вслух. Там, в отличие от Азербайджана, снимается уже 6 картин в год, в следующем году государство намерено финансировать 15, но ни в кино, ни на ТВ, если верить режиссеру, не затрагивались столь болезненные темы. Что же в фильме было "озвучено"? Громкие политические разоблачения, компрометирующие документы, касающиеся первых узбекских лиц? Свидетельства их телохранителей? Откровенные снимки с несуществующими в природе любовницами? Ничего подобного. Там лишь общие очертания болезней, которыми мы уже переболели или к которым давно привыкли. "Черный рынок" труда, дешевая рабочая сила иногородних, рабские условия их жизни, изворотливые аферисты и справедливые олигархи, спонсирующие искусство. Еще вчера бандиты, а сегодня - первые люди, ценители и знатоки прекрасного. Чуть образованности - и они начинают вести свою политику.
На их фоне разворачиваются трагедии маленьких людей, которые не могут приспособиться в жизни. Причем в жанре комедии, главные герои которой - двое друзей, мечтающих прижиться в большом городе и подзаработать. Один, 198-килограммовый Великан, добр и прямодушен, Коротышка хитер и изобретателен. Но им хорошо вдвоем.
Исполнителя на роль великана искали по всем узбекским областям. Актера таких габаритов найти было невозможно. В итоге Великана сыграл парень с улицы, продавец мороженого, которого обнаружили на границе Узбекистана и Казахстана. У него был свой бизнес - он брал мороженое в одной стране, продавал его в другой, предложение от киногруппы он принял с удовольствием и оказался единственным человеком, с которым у режиссера картины не было никаких проблем во время съемок. Ведь человек-гора играл практически самого себя, подтвердив расхожее мнение, что все слишком большие люди - добрые, а все слишком маленькие - злые...
В Узбекистане фильм шел с невероятным успехом. Буквально перед "Киношоком" ему стоя аплодировали индийские зрители. "Великана и коротышку" после показа в Анапе на 13-м Открытом фестивале стран СНГ и Балтии уже пригласили на конкурс кинофестиваля в Стамбуле. В контексте турецкого и египетского кино картина смотрелась бы, наверное, замечательно. У нас же она вызывает любопытство - как взгляд сквозь время. Ведь все те процессы, которые мы уже пережили раньше, сейчас начинают происходить в кино бывших братских республик. Есть возможность посмотреть на себя со стороны.