Предпринимателей перерегистрируют

Налоговики ожидают, заявил руководитель департамента регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России Сергей Дуканов, что для перерегистрации в налоговые органы в этом году придет не более двух миллионов индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день на учете в налоговых органах состоит 4,76 миллиона индивидуальных предпринимателей, остальные относятся к так называемым фирмам-однодневкам, которые, естественно, не придут в налоговые органы. На сегодня, отметил С. Дуканов, перерегистрировалось более одного миллиона индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что эти новации коснутся и иностранных компаний, которым с 1 января 2005 года будут приостановлены операции по счетам в случае, если они не успели пройти перерегистрацию. Такой процедуре будут подвергнуты все без исключения иностранные организации, которые начали работать в России до 1 октября 2003 года. К 1 июля текущего года, отметил С. Дуканов, в налоговые органы за документами о постановке на учет обратилось четыре тысячи организаций, или 30 процентов от их общего числа. По мнению С.Дуканова, иностранцы сумеют вовремя пройти эту процедуру, так как они являются более законопослушными гражданами. В противном случае ФНС будет просить Центральный банк издать указание о приостановлении операций по счетам тех отделений иностранных компаний, которые не получили КИО (код иностранных организаций).

Идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), признанные недействительными, будут размещены на Web-сайтах управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. В Москве и Санкт-Петербурге созданы Единые регистрационные центры. Документы по учету выдаются налогоплательщику одновременно с документами, подтверждающими факт внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

Похоже, что налоговики решили поработать и паспортистами: теперь ФНС России займется созданием базы данных о недействительных паспортах, сообщил С. Дуканов. С сентября налоговики начали использовать собственный информационный ресурс о недействительных паспортах. В нем содержатся сведения об утраченных, замененных паспортах, а также паспортах умерших граждан. В уже имеющемся у налоговиков ресурсе, сказал С. Дуканов, число сведений измеряется десятками тысяч, что, конечно же, является "мизерной цифрой" в масштабах страны. В ФНС объясняют это тем, что еще не во всех регионах отлажена четкая схема передачи сведений о недействительных паспортах из правоохранительных в налоговые органы. По мнению С. Дуканова, уже через год-полтора база будет практически собрана. Необходимость этой меры, а вернее, дублирования "паспортного режима" с органами правопорядка, возникла давно. Не раз налоговые органы выявляли случаи, когда фирмы были зарегистрированы с использованием паспортов уже умерших людей.

Изменится теперь и процедура ликвидации недееспособных компаний. Правительство уже создало комиссию по разработке порядка упрощенной ликвидации, а к концу года соответствующий документ поступит в Госдуму.

Помимо этого расширяется перечень органов, обязанных сообщать соответствующие сведения о физических лицах в налоговые органы. К ним относятся органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Сделать это надлежит в течение пяти дней со дня выдачи нового документа. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации и органы юстиции также должны доложить о всех своих "клиентах" налоговикам. Более того, органы юстиции теперь должны предоставлять сведения не только о нотариусах, имеющих лицензию, но и о получивших приказ о назначении.

Утверждены в новой редакции и Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Принципиальное отличие Единого государственного реестра налогоплательщиков от ЕГРЮЛ, ЕГРИП заключается в его содержательной части. В Едином государственном реестре налогоплательщиков содержатся сведения: о постановке на учет организации в налоговом органе: по месту ее нахождения; по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения; по месту нахождения недвижимого имущества, с 1 января 2004 года принадлежащего организации не только на праве собственности, но и на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств; по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Все иные основания установлены второй частью Кодекса. Например, по месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход; по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, и т. д.

И, наконец, с 1 января 2006 года вступит в силу Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому налоговые органы будут вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию. Как считают в ФНС, введение в действие нормы, позволяющей вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, обеспечит однократную постановку на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений в соответствующем налоговом органе конкретного муниципального образования. О создании такого подразделения будет достаточно просто уведомить налоговый орган. Правда, отметил С. Дуканов, это дело будущего, так как для того чтобы реализовать все эти новации, нужно принять ряд поправок в законы, в том числе и в Налоговый кодекс.