Согласованы 29 первоочередных документов по деятельности ЕЭП, предусматривающие единый внутри- и внешнеэкономический режимы для стран-участниц (РФ, Белоруссия, Казахстан, Украина); предполагается возможность постепенного присоединения к такому режиму Армении, Молдавии. В частности, согласованы мероприятия по внешнему таможенному регулированию (общие принципы формирования и корректировки экспортно-импортных пошлин, схемы их корректировки с учетом мировой конъюнктуры и т. п.) - это позволит, в частности, с единых позиций выступать и на мировом рынке, и на переговорах с ВТО; подтвержден предстоящий переход на общие правила грузо- и пассажирского транзита. До 15 декабря этого года соответствующие документы должны быть окончательно подготовлены, а к 1 июля 2005 года президенты планируют их и подписать.
Весьма важным представляется то, что Россия фактически отказалась от дальнейшего удорожания энергосырья для стран СНГ - хотя бы в качестве компенсации от "перехода" взимания косвенных налогов во взаимной торговле в страны назначения. По оценкам минэкономразвития, минпромэнерго и ФТС России, среднегодовые потери РФ от такого решения могут достигнуть 770-820 миллионов долларов в год, в том числе в секторе поставок российских энергоносителей - минимум 55 процентов этой суммы. Но в то же самое время вроде бы "теряемые" деньги будут по нарастающей компенсироваться по трем главным направлениям: во-первых, отсутствие транзитных тарифов на российский внешнеторговый транзит через Украину (в целом это примерно 200 млн. долл. в год); во-вторых - отменой в упомянутых странах любых, в том числе антидемпинговых ограничений на российские товары и услуги (около 300 млн. долл. в год); в-третьих - межгосударственным ужесточением таможенного режима импорта товаров и услуг из дальнего зарубежья (за счет несостыковок внешних пошлин и режимов транзита среднегодовые объемы "заморской" товарной контрабанды в Россию через беспошлинное пространство СНГ достигают 550-600 млн. долл. в год), в виде неполного согласия президентов Единого пространства не хотелось. Потому и сказано, в различных формах, в документах, подписанных в Астане, что РФ не будет повышать свои расценки для стран СНГ в результате перехода по взиманию НДС по стране назначения.
Как подчеркнул президент РФ В. Путин, "Россия идет на такую жертву сознательно, чтобы ускорить и наполнить конкретным содержанием реальную интеграцию в СНГ". Схожие оценки высказаны президентами других стран - участниц ЕЭП. Вдобавок они тоже освобождаются от антидемпинговых и других ограничений на экспорт в РФ, что, по экспертным оценкам, обеспечит им среднегодовой выигрыш по 400-550 миллионов долларов. Особенно важно в этой связи то, что минимум половина экспортных товаров и услуг других стран - участниц ЕЭП фактически не допускаются на зарубежные рынки под всевозможными предлогами (демпинг, низкое качество, опасные экологические параметры, нерыночный статус большинства "постсоветских" товаров и услуг в дальнем зарубежье и т. п.). Компенсировать такие потери, как согласились президенты и правительства стран - участниц ЕЭП, возможно прежде всего с помощью взаимной торговли и одновременно восстановления промышленной и научно-технологической кооперации для повышения качества, точнее - международной конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Кстати, в среднем около половины объема их ежегодного производства в Украине, Казахстане, Киргизии и Таджикистане выпускается именно на такой (т. е. кооперационной) основе с участием российских и белорусских партнеров; в РФ и Белоруссии этот показатель достигает соответственно 25 и 35 процентов.