Пока известно, что маршрут длиной 4800 километров начнется на базе ВВС "Макдоннелл" в штате Канзас. В какие края отправится оттуда российская "тушка", эксперты определят на месте. Ничто не ограничивает их возможности - инспекторы могут фотографировать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года Договор "Открытое небо" специально существует для контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил.
Первоначально подпись под документом поставили 27 государств, включая США и Россию. Сегодня список участниц расширился до тридцати.
На нынешний год запланировано 82 полета, в том числе в рамках начавшейся российско-белорусской инспекции в США. Соединенные Штаты в свою очередь имеют право на 8 из 31 ежегодного полета над Россией и Белоруссией и на один полет над Украиной (совместно с канадскими экспертами).
- Для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" на подмосковной авиабазе Кубинка был создан специальный летный отряд, - рассказал "РГ" начальник пресс-службы ВВС России полковник Александр Дробышевский. - Туда входят сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154 МЛК1 и Ан-30, оборудованные спецаппаратурой. У американцев роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В - это военная версия "Боинга-707".
Договор разрешает иметь на борту видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Другими словами, танк не должен смахивать на грузовик, а ракета - на дерево.