- Геннадий Иванович, в чем суть ваших предложений в сфере безопасности?
- В первую очередь речь идет об усилении безопасности на воздушном транспорте, поскольку, понятно, в небе заложник менее защищен, чем на земле.
С начала этого года, то есть почти за восемь месяцев до терактов на российских самолетах Ту-134 и Ту-154, межфракционное депутатское объединение в Госдуме "Авиация и космонавтика России" стало готовить концепцию по обеспечению авиационной безопасности. В мае мы ознакомили с основными положениями концепции российское правительство, однако заключения от него мы так и не получили. Быстрее рассматриваются и легче проходят те законопроекты, которые не требуют крупных финансовых затрат. Тогда как вопросы, связанные с авиационной безопасностью, как вы понимаете, предусматривают дополнительные бюджетные средства.
К сожалению, законопроект "О государственном регулировании безопасности авиационной деятельности" внесен уже после известных трагических событий, однако сейчас мы рассчитываем на его скорейшее принятие.
- Слово "государственное" в законопроекте означает, что власти всерьез намерены усилить меры в области авиационной безопасности?
- Террор - это проблема общегосударственного масштаба. Поэтому государство должно мобилизовать все свои силы и мощь для борьбы с "чумой XXI века". У нас же в случае общей трагедии любят иногда находить стрелочника, как это произошло, например, после гибели двух "тушек". Между тем аэропорт Домодедово - лучший в стране. У нас на парламентских слушаниях, состоявшихся в апреле, выступали представители аэропорта Домодедово. С их слов за два года аэропорт потратил на безопасность 5 миллионов долларов, а в будущем году он выделит на эти цели уже 20 миллионов долларов. Столько не может позволить себе никакой другой столичный аэропорт, не говоря уже о региональных аэропортах, например в Нижнем Новгороде или Воронеже. Но как становится теперь ясным, даже аэропорту Домодедово свое техническое оснащение необходимо совершенствовать и шлифовать.
Но об авиационной безопасности мы должны говорить в контексте всей проблемы борьбы с терроризмом. А она начинается с очевидных вопросов: откуда появился гексоген и кто его вырабатывает. Ведь это же не паленую водку гнать. Терроризм не живет в воздухе, он живет среди нас.
- Как я понимаю, речь идет о принятии отдельного специального закона?
- Да, мы планируем принять его как отдельный закон. С его принятием мы давно запоздали, правда, на то были и объективные причины. В начале 90-х годов менялось базовое законодательство, собственно, этот процесс продолжается до сих пор, и поэтому сложно было вносить изменения в законы отраслевого характера. Вопросы авиационной безопасности у нас регулировались подзаконными актами, оставшимися нам со времен СССР.
Все это было хаотично, что-то принималось новое, менялись старые правила. Межведомственную неразбериху мы наблюдаем и сейчас, в ходе административной реформы. К слову, в Думе дважды, в 1997 и 1998 годах, рассматривались законопроекты о госрегулировании в области авиационной безопасности, однако в силу разных обстоятельств они были сняты с рассмотрения.
- С принятием этого законопроекта гарантии безопасности усилятся?
- Поверьте мне, я не понаслышке знаю, что представляют собой аэропорты - я 30 лет занимался авиационными двигателями. В аэропортах можно найти уязвимые места для провокаций и диверсий. В то же время у нас существует "особая доставка" на борт фельдъегерской почты, такой же строгий порядок предусмотрен и для банковских документов. В то время как безопасность пассажиров оставляет желать лучшего. В нашем быстро меняющемся мире нормы и правила безопасности на воздушных судах, установленные несколько лет назад, могу заверить точно, не отвечают реальности. То же можно сказать и об отечественном техническом оснащении - оно не менялось с начала 90-х годов. Для сравнения могу сказать, что общие правила в сфере авиационной безопасности в Евросоюзе датированы 2002 годом.
- В законопроекте написано, кто за что отвечает?
- В ходе подготовки нынешнего законопроекта самым сложным было выработать концепцию, методологию. Она всегда предшествует законопроекту. В ней должны быть прописаны очевидные вещи - кто несет ответственность, конкретные случаи определений.
Например, каковы действия специалиста в случае ЧП на борту? По техническим средствам - кто будет ее оплачивать, кто должен будет давать разрешение, кто - сертифицировать, кто - ставить. Сейчас необходимо оснащать аэропорты, а также самолеты современными системами безопасности, проводить подготовку соответствующих специалистов. Масса вопросов. Все это сейчас дискутируется, понятно желание каждого заинтересованного ведомства получить максимум полномочий и средств.
Сейчас безопасность аэропортов, согласно распоряжению президента РФ, будут обеспечивать сотрудники МВД. И это понятно: когда в стране происходят теракты, необходимо усиливать безопасность в стране. Однако уверен, что впоследствии это решение будет пересмотрено, поскольку вопросами безопасности должны заниматься те, кто это действительно знает и умеет, а именно службы безопасности аэропортов.
- По вашему мнению, сколько уйдет времени на согласование всех этих вопросов?
- Нам всем, и правительству, и депутатам, предстоит большая работа, но очень надеюсь, что она ускорится. Потребуется внести изменения в Воздушный кодекс РФ, в Уголовный кодекс РФ, в Кодекс об административных правонарушениях и другие законы. К слову, вначале надо определиться в понятиях. Мало кто знает, что авиационная безопасность, куда входит проблема антитеррора и безопасность полетов, - суть разные вещи, хотя кажется, что речь идет об одном и том же. Еще совсем недавно некоторые из числа представителей правоохранительных органов сомневались в принятии отдельного закона в сфере авиационной безопасности. В законопроекте прописаны основные понятия, что очень важно, потому что у разных ведомств - свои дефиниции.